Привет, друзья! Я уже не раз писал, что не считаю видеоигры достойным взрослых людей увлечением, и даже пытался развёрнуто аргументировать своё мнение. Если выделить главное, то, с одной стороны, отсутствие сколько-нибудь серьёзных сюжетных тем мешает подтянуть эрудированность геймера, с другой – сильный крен в сторону бездумного развлечения формирует у игрока привычку бестолково растрачивать свободное время, вместо того чтобы хотя бы часть его провести с пользой для ума. Интеллектуальная нагрузка во время жамканья кнопочек обычно сводится к решению не слишком сложных геймдизайнерских задачек, а в сюжетно-ориентированных жанрах ещё и к поиску логики в поведении персонажей. Казалось бы, это совсем неплохо. Логичность происходящих на экране событий увлекает сообразительных людей. Безусловный плюс. Однако подростковый нигилизм вкупе с небольшим жизненным опытом зачастую подталкивают к неверным выводам. Усугубляет картину утрированный подход при создании виртуальных миров, где всё опирается на некий выдуманный канон. Достаточно прочесть гайд «Полная история Star Wars», и ты уже мега-специалист по вселенной, с ходу распознаёшь любую фальшь в очередной поделке невнимательных разработчиков. Конечно же, это даёт опору в оценке своей эрудированности. Естественно, иллюзорную!

Реальный мир устроен гораздо сложнее. Не существует универсального справочника, проштудировав который человек автоматически превращался бы в интеллектуала-всезнайку, способного легко отличить правду ото лжи в окружающем нас огромном информационном потоке. Геймерская логика, к сожалению, в этом плане не спасает. В большинстве случаев помогают лишь реальные знания, как практические, так и теоретические. В том числе, далеко не в последнюю очередь, знание истории. Ведь, как известно, под луной ничто не ново. Глядя в прошлое, можно увидеть суть процессов, происходящих в настоящем. Полезный навык, позволяющий легко распознавать как простых балаболов, так и ушлых манипуляторов, которые часто пользуются невежеством большинства в корыстных целях.

Получать знания непросто. Я удивился, когда мой собеседник, вроде бы взрослый человек, в разговоре на схожую тему усомнился в том, что для этого требуются какие-то особые умственные усилия. Мол, ну, прочитал ты учебник истории, узнал что-то новое, в чём здесь сложность? Чем это отличается от знакомства с игровым лором? Ничем, надо полагать? Заблуждение, на самом деле, колоссальное, и, подозреваю, весьма распространённое в геймерской среде. Возможно, открою секрет: в учебниках даётся лишь общее представление о минувших делах. Чаще всего это некий социальный заказ от власти, сопряжённый если не с откровенной подтасовкой фактов, то, как минимум, с удобной расстановкой акцентов при освещении определённых тем. Официальный «канон» из учебника сразу после публикации входит в жёсткое противоречие с массой иных версий и трактовок, зачастую полярных. Умение ориентироваться в подобном многообразии, умение понимать аргументацию, улавливать суть противоречий – это скилл, пользу которого сложно переоценить. Подлинная историческая наука – поле битвы, на котором не прекращается борьба за истину. Борьба взглядов, концепций, доктрин, постоянно подкрепляемых либо новыми весомыми пруфами из архивных источников или полевых раскопок, либо более вдумчивым анализом ранее известных фактов. Наблюдая за этой борьбой, ты получаешь те знания, которые по-настоящему расширяют твой кругозор, прокачивают логическое мышление, а это достойный челлендж!

Тем не менее, видеоигры с успехом могут привлекать внимание к истории, направляя любознательность в нужное русло. Это давно доказано теми же азиатами. Весьма популярные в своём регионе стратегические многосерийки от Koei: Nobunaga’s Ambition и Romance of the Three Kingdoms, базирующиеся на ключевых исторических моментах Японии и Китая, брали своё начало ещё на заре игровой индустрии, но по сей день не утратили актуальности. Позже к ним добавились экшен-проекты Dynasty Warriors и Samurai Warriors, они тоже до сих пор пользуются спросом. Большой вклад внесла Capcom целой плеядой отличных игр (Onimusha, Sengoku Basara). Да и много кто ещё успел отметиться на данном поприще. Всё это определённо способствовало повышению интереса к истории двух Поднебесных и привело к тому, что узнаваемость многих персонажей из этих «вселенных» серьёзно выросла. В особом представлении многие из них давно не нуждаются.

Японцы пытались обкатать тот же приём на западной публике, но самые смелые попытки успехом, увы, не увенчались. Ни тактический слэшер Bladestorm: The Hundred Years’ War (как видно из названия, посвящён он Столетней войне между Францией и Англией) от создателей Dynasty Warriors, ни «капкомовский» Shadow of Rome (сюжет которой переполнен политическими интригами Вечного Рима) особой любви не снискали, и на Европу азиатские разработчики в этом плане махнули рукой. Ниша, которую занимает продукция Creative Assembly (серия Total War) и прочие исторические стратегии, как риалтаймовые, так и пошаговые, слишком мала и специфична (читай, на домашних консолях практически не представлена), чтобы популяризаторский эффект от неё брать в расчёт. Некоторым особняком стоит Assasin’s Creed, флагманский сериал от Ubisoft, который, вроде бы, на полную катушку использует исторический сеттинг, вместе с многообещающим лозунгом «измени историю!». Однако на деле история там исковеркана до неузнаваемости, запихнута в прокрустово ложе сюжетного канона о бесконечной борьбе последователей двух тайных организаций, где исторический процесс низведён до самой банальной борьбы добра со злом в рамках этих двух сект. Одни пытаются уничтожить мир, другие сохранить. Это всего лишь так называемая криптоистория – один из поджанров фантастики, глубины от которой ждать не приходится.

Между тем европейская история богата на яркие события и легко даст прикурить как альтернативщине, так и парочке раскрученных эпох восточных империй. Последние несколько веков Россия находится в гуще европейских дел, играет в них едва ли не определяющую роль. Не потому ли на Западе активнее педалируется фэнтези с фантастикой – комиксовые жанры, с помощью которых детям проще объяснять различие между добром и злом, лишний раз не обращаясь к реальным примерам? На эльфах и орках оно, видимо, всегда сподручнее раскрашивать мир в чёрное и белое. Действительность, конечно, несложно подкорректировать, но, заинтересовавшись перекрашенной историей, обыватели могут ведь и до неудобной правды докопаться. Особенно, если зарыто неглубоко, как в случае со Второй Мировой войной, события которой на Западе сейчас активно переписывают. И всё же соблазн выдать желаемое за действительное остаётся всегда, а потому шельмовать Россию через её прошлое нынче модно.

 

***

Небольшая ремарка. Я написал вступление ещё пару лет назад, когда готовил материал о том, какой должна быть, на мой взгляд, идеальная видеоигра для российских геймеров. На историческую тему, конечно же. Но в какой-то момент понял, что читатель просто не поймёт, о чём речь, без предварительной подготовки. Поэтому для начала решил посвятить отдельный текст тому, как Россию и её историю обычно видят люди творческие. Какой интерес у тех, кто пытается оценивать со стороны наше наследие, и насколько объективны эти оценки. Хотелось также понять, как на результат этого творчества реагирует целевая аудитория. Сегодня наглядный пример будет из киноиндустрии. В последние годы западных киноделов внезапно (или был повод?) заинтересовала эпоха и личность императрицы Екатерины II, во времена правления которой (вторая половина XVIII века) Россия превратилась в мощнейшее государство, без ведома правительницы которого ни одна пушка в Европе стрелять не смела. В 2019-м вышел мини-сериал (4 эпизода) «Екатерина Великая» (Catherine the Great) на HBO с оскароносной Хелен Миррен в главной роли, а в 2020-ом один из стриминговых сервисов Disney (Hulu) запустил десятисерийник «Великая» (the Great) с восходящей звёздочкой Эль Фаннинг. Давайте рассмотрим их поближе.

Съевшей собачку на королевских образах Хелен Миррен («Оскар» в далёком 2006-м за роль Елизаветы II в фильме «Королева») на момент съёмок исполнилось уже семьдесят четыре года! В таком почтенном возрасте достоверно отыгрывать не какую-то там чопорную даму, а тридцатилетнюю энергичную особу достаточно нелегко. Тем более, такую неуёмную, как Екатерина, которая, фактически, получила второй шанс в жизни (свергнутый муж Пётр III планировал от неё избавиться). Она твёрдо решила даром времени не терять, чтобы успеть осуществить все свои сокровенные мечты (большинство из них касалось преобразования России во благо её жителей, а не собственных удовольствий). Актриса, конечно, старается не выглядеть карикатурно, но восприятие портит ближайшее окружение. Фаворит Григорий Орлов с братом Алеханом, главные помощники в перевороте, сменивший Орлова позже Григорий Потёмкин – тоже персики далеко не первой свежести (обоим за полтинник), а ведь прототипы были заметно моложе Екатерины. Мисскаст усугубляется тем, что более возрастных персонажей, того же министра иностранных дел Никиту Панина (сторонника проевропейской политики и воспитателя наследника, Павла), который был старше фаворитов, играет сорокалетний актёр. Соперничество за место соратника и любовника пылкой императрицы превращается в форменную комедию. Старишманы в исступлении бегают друг за другом по дворцу и плетут любовные интриги, а более молодые и привлекательные господа, напротив, вынуждены заниматься подковёрной борьбой за влияние и власть. Вероятно, настолько откровенный абсурд пришёлся зрителям не по душе более всего. Попытка HBO оказалась провальной.

Особо забористой клюквы в сериале нет, и это, на мой взгляд, огромный минус. Создатели попросту обошли стороной все реальные взаимоотношения России с Европой (читайте историческую вкладку в конце текста), сосредоточившись в основном на личной жизни героини. Целый эпизод посвящён неудачному заговору Мировича. Свержение Екатерины отчаянный подпоручик начинает готовить прямо на ступенях императорского дворца, на глазах у жертвы вербуя сообщников. Выглядит, конечно, нелепо, но это ещё повезло, что показана вполне официальная версия про обедневшего дворянина, испытавшего зависть к карьерному взлёту братьев Орловых, а ведь некоторые историки уверены, что за кулисами переворота в пользу Ивана Антоновича стояла сама Екатерина, желавшая как можно скорее избавиться от легитимного конкурента, а потом ещё цинично кинувшая главного исполнителя, которому обещала помилование.

Эпизодически мелькает турецкий фронт. То как остывающее поле брани, заваленное телами поверженных врагов, по которому бродит суровый Потёмкин и безжалостно добивает раненых; то в виде неприглядной картины захоронения русских солдат, кучей сваленных в общую яму. С потерями здесь явно не считаются. Советник пытается намекнуть императрице, что нарушение границы стало лишь предлогом для войны с Турцией (да неужели?), мол, настоящие-то причины кроются в другом, но она отмахивается (поэтому мы тоже остаёмся в неведении), монаршие мысли заняты исключительно кавалерами. Пугачёв открыто подстрекает толпу, гневно потрясая своей бородищей до колен (да, он тоже замшелый старикашка), где-то на задворках Москвы, судя по всему. На смутьяна никто из властей не обращает внимания, в том числе спешащий с фронта в Петербург Потёмкин. Поплевать на Пугачёва и Екатерине. О его бунте она походя упоминает как о «деле в Самаре» (там, что ли, пугачёвцев запалил Потёмкин?). Почему именно этот городок на Волге, а не аутентичный Урал? Сложно сказать. Наверное, потому что Самара недалеко от Казани, взятие которой стало апофеозом «пугачёвщины».

В какой-то момент во дворец приходит депеша: «Пугачёв взял Казань, разбил генерала Кара». Видимо, вечер наконец-таки перестал быть томным, и Потёмкин лично повёл солдат на битву с бунтовщиками. Стоит заметить, что эти два события – взятие Казани и победа над Каром – в реальности разделяло более полугода. Причём, произошли они в обратной последовательности. Осенью 1773-го пугачёвцы разбили Кара, который небольшими силами шёл давить шайку голодранцев, а наткнулся на целую армию. Летом 1774-го уже разгромленный весной под Татищевой крепостью, а потом заново собравший толпы сторонников Пугачёв дошёл до Казани. Потёмкин в осаждённом городе действительно был, но не одноглазый фаворит, а его дальний родственник, начальник Секретной комиссии. Выбил же захватчиков неутомимый подполковник Михельсон со своими гусарами, преследовавший повстанцев по всей России.

Короче, если подытожить: все проблемы экранной Екатерины сводятся к тому, как бы поэффектнее своей увядшей красотой вдохновить на подвиги бодреньких ещё фаворитов. Старушку влечёт сила и грубость. Одноглазый жеребец Потёмкин голышом бегает с саблей за Орловым (хорошо хоть не за медведем, или не верхом на медведе), вопя: «Отдайся мне как женщина». Вот такого лихого красавца Екатерине доктор прописал! Натешившись с любимой (не с Орловым), Потёмкин скачет в Крым и убеждает глупых местных князьков целовать икону с Хелен Миррен в знак верности. Благоразумный министр Панин пророчески вещает: «Эта ваша авантюра с присоединением Крыма таким обманным способом ставит под угрозу всю нашу надёжную сеть европейских союзов» (интересно, почему?). Царица смеётся ему в лицо: «Прочь от Европы! В политике нет такого понятия, как надёжные союзы, глупец. В отличие от славного патриота Потёмкина, ты думаешь не о России, а об удобстве своей собственной задницы» (чёртов либерал и пятая колонна). И вот уже состарившийся Гришенька, который всю свою жизнь провёл в битвах с турками во славу Родины, устало вопрошает:

— Я дал тебе всё, матУшка! Преподнёс Крым на блюдечке, построил Севастополь и Новороссию, сделал Россию величайшей державой (киношный Потёмкин взял штурмом даже Стамбул). Что тебе ещё от меня нужно?

— Хочу, чтобы ты отжарил меня как следует! – бормочет выжившая из ума актриса.

Уверен, большинство российских зрителей, как и я, увидят в этой сцене не нашу Екатерину Великую с любимцем (очевидный намёк на современную Россию и её президента), а самую настоящую англичанку, которая, нагадив всем нам, наконец-то выпрашивает заслуженного наказания. Даёшь второй сезон на Pornhub!

 

***

В отличие от HBO, продюсеры Hulu сделали ставку на молодость и юмор. Это оказалось верным решением, их сериал выстрелил. Очаровательная милашка Эль Фаннинг и её не менее обаятельный партнёр Николас Холт (Накс-Избранный из «Дороги ярости»), исполняющие роли Екатерины и её мужа Петра, справились с задачей на все сто процентов. Задача, конечно, стояла развлечь зрителей, а не попасть в каноничные образы. С образами получилось как раз наоборот. Два сильных характера, не уступающие друг другу в экспрессии и целеустремлённости, которые бесподобно воплощают актёры, почти не вяжутся с привычными оценками их прообразов («решительная» и «простодушный» – наиболее подходящие). Замахиваться на историческую достоверность сценаристы даже не помышляли. Безумие, которое порой творится на экране, оправдывает приписка к названию: «Временами правдивая история».

Пётр III здесь сын, а не внук Петра I, поэтому тройка в имени отсутствует, он просто Пётр. Елизавета всё ещё его тётя, но она никогда не правила Россией, ютится во дворце как полоумная приживалка, помешанная на сексе. Екатерина приезжает уже к императору Петру и, после первого шока, когда ожидания разошлись с реальностью, берёт себя в руки и начинает действовать. Помогает ей граф Орло, нерешительный девственник индус, сердце которого жаждет перемен в стране. Даже не знаю, на кого из братьев Орловых это пародия? Графьями те стали после переворота, а до этого были простыми офицерами и отъявленными бабниками. Кстати, отца их звали Григорий, а местный Раджеш Кутраппали – Василий Абрамович. Других героев переднего плана, имеющих свои прототипы в реальной истории, я сходу не припомню. Но это совсем не значит, что в известных персонажах ощущается острая нехватка. Есть чернокожий граф Ростов, Раскольников, Вронский и даже Чехов. Большинство из них с узнаваемыми чертами характера. Один падок на халявные деньги, другой ловелас, ну и т.д. Надеюсь, вы сразу поймёте, кто все они и откуда.

Нравы российского высшего общества высмеиваются жёстко. Приехавшая из европейской глубинки Екатерина учит местных деревенщин правильно носить парик по парижской моде (оказывается, его нужно надевать не как шляпку, оставляя собственную чёлку навыпуск), читать просветительскую литературу и справлять нужду сидя (последнее – моя шутка, но она в духе сериала). Однако, что любопытно, в бесконечном троллинге русского невежества, распутства и прочих непотребств, почти всегда присутствует второе дно, заметить которое сможет далеко не каждый. Авторы часто стебутся над вещами, присущими не российской знати, а как раз европейской. К примеру, когда Пётр знакомит жену со своей матерью, стоящей в виде мумии за стеклом в специальном футляре, это выглядит дико. Он, якобы, не может с ней расстаться. Но российские правители подобными комплексами никогда не страдали, а вот у австрийской эрцгерцогини Марии-Терезии, современницы Петра и Екатерины, как раз была целая коллекция мумифицированных родственников, умерших от оспы. И она периодически знакомила с ними избранниц своих сыновей императоров. Заканчивалось это весьма печально. Другой пример: публичные роды. Екатерина готовится рожать наследника Павла и ей объясняют, что по русской традиции этот процесс должен происходить прилюдно (придворные обязаны воочию убедиться, что ребёнка не подкинули и не заменили). При этом на шоу продают билеты и работает тотализатор (а не от коня ли понесла?). И ведь подобное действительно практиковалось, но только не в «отсталой» России, а в «передовых» европейских странах, таких как Австрия и Франция. Из перекладывания собственных (или чужих) грешков (в том числе сегодняшних) на русских фактически соткан весь этот паноптикум. Есть ли здесь какой-то особый подтекст или практика обычная, судить не берусь.

Опять ни слова о реальных европейских делах. В этот момент ещё не закончилась Семилетняя война, в которой с воцарением Петра серьёзно поменялись расклады. Новый император заключил союз с бывшим врагом России, прусским королём Фридрихом, и повернул войска на вчерашних союзников австрийцев. В сериале же российская армия под командованием никчёмного забулдыги генерала Велиментова безуспешно пытается одолеть шведов. Снова горы трупов с нашей стороны. Их пытаются переодевать в шмотки шведских солдат, чтобы потери врага казались больше. Сердобольная Екатерина приезжает на фронт, чтобы покормить заляпанных кровью и грязью калек пирожными, чем заслуживает популярность. Война ей на руку, так как настраивает всех против Петра, но именно она добивается заключения мирного договора со шведским королём, ведь Екатерина думает не о себе, а о России. Глядя на её поступки, Пётр меняется, он влюбляется в свою жену по-настоящему и предлагает ей править совместно, но сподвижники Екатерины, которые тоже меняются на глазах, причём в другую сторону, твердят ей, что страну при Петре с колен не поднять и в конце первого сезона дело доходит-таки до переворота. Говорят, что сюжет рассчитан на шесть сезонов, вышло уже два, а воз и ныне там. Популярность сладкой парочки Фаннинг-Холт настолько велика, что вряд ли фанаты допустят преждевременной кончины Петра в угоду сюжетной необходимости. Хотя, во втором сезоне уже появился Пугачёв, и это нанятый императором двойник, которого играет тот же актёр. Двойников у Петра много (почти как в реальной истории самозванцев, называвшихся его именем), но остальные совсем непохожи. Здесь они прикрывают своего хозяина от убийц Екатерины (забавная идея). Пугачёв ещё не поднял бунт, но в конце второго сезона уже получил вескую причину для этого. Лично я жду продолжение с нетерпением, травка у сценаристов забористая, смотреть интересно.

 

***

Но всё же плоды фантазии даже весьма талантливых сценаристов редко выдерживают сравнение с тем, что надиктовано жизнью. Зачастую, можно просто брать и показывать, как есть, ничего не выдумывая, а просто разложив по полочкам. С чужими-то режиссёрами всё ясно, им правда о нас не нужна, но, когда мы заглядываем в своё прошлое сами, результат должен быть иным. Поводов для гордости в нашей истории достаточно (как и для стёба), об этом не стоит забывать. Выбирайте достоверные факты о событиях и людях, этого хватит с избытком, чтобы увлечь зрителя, сделать его сопричастным с деяниями предков. Увы, подобное редкость. Докапываться до правды нашим горе-креативщикам лень, общедоступную инфу пересказывать скучно, а вот хайпануть, сорвать покровы, сварганить грубую мистификацию по голливудским лекалам – это всегда пожалуйста.

Конечно же, в России есть свой сериал о Екатерине, даже не один. Самый раскрученный – с Мариной Александровой в главной роли, который снимают аж с 2014 года, и, как я понимаю, в перспективе планируют охватить весь жизненный путь императрицы. Вышло уже три сезона от разных режиссёров, на подходе четвёртый. Рассказывать подробно о потугах его авторов не хочу. По причине, которую озвучил чуть выше: в плане достоверности он мало чем отличается от импортной клюквы, в остальном серьёзно уступает. Хочу привести лишь один пример из третьего сезона («Екатерина: Самозванцы»), наглядно демонстрирующий подход к делу у наших киношников. Как видно из названия, главная тема на этот раз – пугачёвщина. Её причины, мотивация участников, ход восстания почему-то не заинтересовали создателей. Сценарист пробежал глазами пушкинскую «Историю Пугачёва», смешал все события в одну большую кучу (намного более кринжово, чем «Казань взята, Кар разбит»), и, скорее всего, посчитал, что его долг выполнен. Вот только бессмысленный и беспощадный бунт по версии нашего кудрявого классика был оторван ото всех остальных событий в стране (и от войны с Турцией, и от дворцовых интриг, связанных с притязаниями на трон повзрослевшего наследника – Павла). На передний план Александр Сергеич выдвигал накопившееся недовольство народа эксплуататорами, за что был нежно любим советскими историками.

Но в сериале-то есть попытка показать сложные взаимоотношения Екатерины с Павлом, раскрыть причину, по которой мать не хотела делиться властью с наивным отпрыском, заражённым идеями либерализма. Выдумали эпизод, в котором императрица приводит наследника в камеру к Пугачёву и, чтобы эффектно продемонстрировать, к чему приводит эта ваша свобода, начинает, дико вращая глазами, выкрикивать обвинения самозванцу: «Чем освобождению русского народа помогло сало коменданта Татищевской крепости? Вы сначала кожу с него содрали, потом давай салом раны натирать, пока он в муках помирал! Жену генерала Цыплятева снасильничал, а после с детьми на яблони повесил. Пленному поручику Лабозину пороху в рот забил и голову взорвал. Это твоя новая метода Россию освобождать?» Ужасы-то какие, прям неслыханное злодейство. Не то, что безобидные забавы Салтычихи над своими крепостными (139 жертв). Екатерина не унимается: «Трупы три дня по реке плыли из-под Татищевской крепости. Матери ходили, выискивали своих детей. Это ты так русский народ облагодетельствовал? Что, если бы твоих детей пустили по реке?» Ээээ, что?! Стопэ, каких детей? Опомнись, Катюха!

Открываем «Историю Пугачёва» А. С. Пушкина, читаем: «Илецкий городок и крепости Озёрная и Рассыпная, свидетели первых успехов Пугачёва, были уже оставлены мятежниками. Начальники их, Чулошников и Кизилбашин, бежали в Яицкий городок. Весть о поражении самозванца под Татищевой в тот же день до них достигла. Беглецы, преследуемые гусарами Хорвата, проскакали через крепости, крича: «Спасайтесь, детушки! Всё пропало!». Они наскоро перевязывали свои раны и спешили к Яицкому городку. Вскоре настала весенняя оттепель; реки вскрылись, и тела убитых под Татищевой поплыли мимо крепостей. Жёны и матери стояли у берега, стараясь узнать между ними своих мужьёв и сыновей. В Озёрной старая казачка каждый день бродила над Яиком, клюкою пригребая к берегу плывущие трупы и приговаривая: «Не ты ли, моё детище? Не ты ли, мой Стёпушка? Не твои ли чёрные кудри свежа вода моет?» – и, видя лицо незнакомое, тихо отталкивала труп». Плыли как раз пугачёвские детинушки, если кто не понял. Это их оплакивала наша Катерина. Рука-лицо.

Хороший повод для раскрытия таких сложных вопросов, как иностранное участие в раскачке ситуации внутри России в военное время и последующее закручивание гаек, приведшее к усилению крепостнического гнёта, благополучно слит в унитаз. Как я отметил в специальной вкладке, которую вы прочтёте ниже, в начале своего правления Екатерина честно пыталась облегчить жизнь крестьянам и всерьёз намеревалась упразднить крепостное право, однако быстро упёрлась лбом в российскую действительность. Те, кто привёл её к власти, так же легко могли устроить новый переворот. Поддержка со стороны дворянства оказалась куда важнее народной любви. Последняя, как показала жизнь, в самый неподходящий момент норовит обернуться кровавой вакханалией. Эту мысль так криво пытались донести авторы сериала? Если да, то с какой целью, любопытно?

 

***

Историческая вкладка:

Чтобы проще было оценивать историческую достоверность и глубину режиссёрского замысла, думаю, стоит обрисовать основные вехи на жизненном пути Екатерины Великой. Итак, в 1743-м году в Россию прибывает четырнадцатилетняя принцесса Фике (дочь прусского герцога), для того чтобы стать женой юного наследника престола Петруши (будущего Петра III), внука Петра I (от его дочери и прусского князя). Достигнув совершеннолетия, она ею становится, но отношения с супругом не ладятся. Трон в это время занимает бездетная Елизавета Петровна (дочь Петра I), которая пришла к власти путём переворота. При дворе императрицы принцесса взрослеет и набирается опыта. В 1756-м начинается Семилетняя война, Россия вступает в коалицию стран, воюющих против Пруссии, но наследник – фанат Фридриха, прусского короля, становится фактически его шпионом. Тем не менее, русские бьют пруссаков и даже берут Берлин, однако императрица Елизавета умирает в конце 1761-го, а новоявленный император Пётр III отказывается от всех завоеваний и заключает с Фридрихом союз. Екатерина, воспользовавшись тем, что её мужа вместе с ней возненавидела теперь уже вся русская армия, устраивает свой переворот.

Летом 1762-го братья Орловы поднимают гвардейские полки и свергают Петра. Екатерина получает корону Российской империи, а Пётр удавку на шею. Война завершается в 1763-м в виду истощения сторон, Россия не получает ничего, кроме авторитета мощной военной державы, с которой стоит считаться. В 1764-м купируется попытка нового дворцового переворота – в пользу Ивана Антоновича (внука Ивана V – старшего брата и соправителя Петра I). Когда-то именно его сместила Елизавета Петровна (фактически же, вместо Ивана Антоновича правили его регенты Бирон и мать Анна Леопольдовна), после чего заточила в Шлиссельбургскую крепость. Двадцатитрёхлетний претендент убит охраной при попытке повстанцев его освободить. Организатора заговора подпоручика Мировича вскоре казнят на Сытинской площади Петербурга.

Под влиянием передовых мыслителей эпохи Возрождения Екатерина начинает активную реформаторскую деятельность. Мечтая порвать с феодальным прошлым России, в том числе облегчить жизнь крестьянам, она созывает Уложенную комиссию из представителей разных сословий и даёт ей свой «Наказ» (новую концепцию государственного устройства, т.н. Просвещённый абсолютизм), но, увы, быстро понимает, что её начинание утопично – дворяне против радикальных перемен. Кроме того, страну наводняет огромное количество мошенников. Проходимцы обманывают доверчивых людей, рассказывая, что добрая императрица уже поменяла законы, ослабив тяготы крепостным, но баре об этом молчат. За вознаграждение доброхоты обещают помочь составить прошение на имя царицы, она обязательно примет меры. Императорскую канцелярию заваливают жалобами, которые невозможно удовлетворить. Екатерина запрещает прошения, чем навлекает на себя недовольство крестьян.

С такой же лихостью императрица взялась решать многовековой «Польский вопрос». Долгое время земли Западной Руси находились под Польшей. Сохранявших православную веру местных жителей польские католики гнобили всё жёстче и жёстче, многочисленные протесты российских властей эффекта не имели. Упёртая Екатерина решила рубить с плеча. В 1764-м русские войска приближаются к Кракову, и польский сейм, выбиравший нового короля после смерти старого, голосует за Станислава Понятовского, бывшего любовника императрицы (когда-то он был саксонским послом в России, а она ещё великой княгиней). Речь Посполитая (союз Польши и Литвы) становится протекторатом Российской империи, здесь наши штыки и наша партия у руля. Однако принять закон, уравнивающий права религиозных диссидентов и католиков, не так-то просто. Польские магнаты и шляхта упираются всеми силами. Подкупом, обещаниями и арестом главных противников закон продавливают в 1768-м, и тут же вспыхивает мятеж Барской конфедерации, в которую вступает недовольная королём и русскими шляхта. Повстанцев поддерживают европейские спонсоры, Европе очень не нравится усиление России.

Конфедераты бесчинствуют на Правобережной Украине, грабят и режут православных. В ответ поднимается восстание гайдамаков – «Колиивщина». Украинцы объединяются с запорожцами и начинают резать поляков. Страна погружается в хаос. Русские пытаются остановить кровавый беспредел и навести в многострадальной Польше порядок, но Франции удаётся натравить на Россию Турцию (султана убеждают, что, покончив с поляками, Екатерина возьмётся за османов). В 1768-м Мустафа III объявляет нам войну. Казусом белли послужил инцидент с отрядом гайдамаков, которые в погоне за конфедератами пересекли мост в пограничном городке и вырезали там не только поляков, но и подвернувшихся под руку правоверных мусульман. В 1769-м русские берут крепость Хотин на берегу Днестра, главный форпост турок на границе с Польшей. В 1770-м следует серия блистательных побед: Рябая Могила, Ларга, Кагул. Турки бегут за Дунай. Российский флот огибает Европу, заходит в Чесменский залив и сжигает турецкий флот. В 1771-м взят Крым и крепость Бендеры. Суворов гоняет по Польше остатки конфедератов, из которых французы безуспешно пытаются слепить боеспособную армию (чтобы бросить на Москву, пока все её защитники на турецком фронте). Последняя надежда Речи Посполитой – великий литовский гетман Михал Огинский с отрядом разбит в сентябре 1771-го под Столовичами, в самом начале своего освободительного похода вездесущим Александром Васильевичем. Турция на коленях и готова пойти на мировую, но французы убеждают султана, что Россия уже истощена, стоит немножко подождать и победа в кармане. Переговоры о мире затягиваются.

Пользуясь моментом, неугомонные французы раскачивают Россию изнутри. Осенью 1771-го, во время вспышки чумы, завезённой из Турции, пару дней бунтует московская беднота. Следом начинает волноваться Дон. Атаман войска Донского Степан Ефремов сперва саботирует приказы Военной коллегии о присылке подкреплений на фронт, а затем в открытую угрожает объединиться с ногайцами и натрясти таких бед, какие Россия век не забудет. Он объезжает донские станицы и набирает сторонников (одним из них становится Емельян Пугачёв). В январе 1772-го разгорается бунт в Яицком городке (нынешний Уральск)! Недовольные казаки убивают царского генерала, который пытался их остановить. На восставших бросают гарнизон Оренбурга. Неспокойно и в Волжском войске: казак Федот Богомолов объявляет себя чудом спасшимся императором Петром III и призывает волжцев к присяге и мятежу. Его быстро вяжут, держат под арестом в Царицине, потом вырывают ноздри и отправляют на каторгу, по дороге он умирает. Усмиряют и яицких казаков, половину войска обкладывают штрафами, люди недовольны и затаивают обиду. Донского атамана Ефремова также своевременно берут под стражу и ссылают в прибалтийский Пернов. В том же 1772-м происходит первый раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией.

И вот уже под занавес 1772 года, на Яике под видом богатого купца появляется Емельян Пугачёв, который в большой тайне открывает тамошним казакам, что Пётр III сумел сбежать из Царицынской тюрьмы! Запытали, мол, там другого человека, а истинный амператор снова спасся! Вот он, де, я, собственной парсуной! Настало время, казачки, повоевать за свободу! Развить бурную деятельность самозванец не успевает. После доноса его пакуют, везут в Казань и сажают в острог. Пугачёва ждёт каторга, но шельмец умудряется сбежать до объявления приговора (в мае 1773-го), после чего вновь объявляется в окрестностях Яицкого городка и в сентябре 1773-го начинает самое кровавое восстание в российской истории. Давайте на этом пока остановимся.

Как видите, реальный исторический фон чрезвычайно богат, из него при желании можно было бы выжать уйму сюжетов для книжек, фильмов, видеоигр. К той теме, о которой хотелось поговорить изначально, я вернусь в своём следующем материале, а на сегодня позвольте откланяться.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. trevor_macleod:

    Отличный материал, автор просто великолепен. Написано доступным языком, читать приятно. И да, тема поднятая в тексте была не про то, что игрульки плохие, а их создатели слишком филонят, когда создают своё добро. А ещё очень сильно любят приукрашивать исторические факты. Жаль, что товарищ ниже увидел только наезд на игры, ведь тут написано совсем про другое. Надеюсь, автор продолжит писать на похожие темы.  

  2. Рексарыч:

    Snake-V, могу понять, что хочется иметь историческую правду, но где гарантия, что твоё виденье — истинно? Ты являешься историком? «Я уже не раз писал, что не считаю видеоигры достойным взрослых людей увлечением», — у меня складывается ощущение, что тут однобоко как-то выходит. Если тебе важна правда, кою никогда не получить, что чем игры то не угодили? Тем, что искажают историческое прошлое? Думаю, что мало кто в здравом уме будет изучать по какой-нибудь части «Total War» историю. Зато, как ты сам отметил, такие игры могут сподвигнуть на изучение материала, с коим связаны. Если верно понимаю, ты хочешь показать, что есть вещи более важные, чем игры. Согласен. Семья. Тут спорить, наверное, никто не будет. Но игры не виноваты в том, что каждый из людей изучает то, что хочет. Мне например интересно изучать творчество Великого Профессора Толкина, с его глубоким миром. Чтож. Он вымышленный, но зато учит состраданию, любви, вере. Чего стоят только «Неоконченные предания/сказания Нуменора и Средиземья» под редакцией Кристофера Толкина. Скажу за себя: мне игры уже не один раз помогли справиться с тяжёлыми событиями, от которых можно было поехать кукухой. Основываясь на этом высказывании, могу сказать, что игры не только достойное увлечение для поколения за 30, но ещё оказывают и лечебный эффект. Проверено на самом себе.

  3. avenue:

    интересная темка, взрослая)