Сакомото и Окита. Часть II. "Синсэнгуми" или Японскiй Адмиралъ

Pycal, 2018-03-08, 23:50

Поздравляем прекрасную половину (треть, четверть... промилю?) нашей аудитории с международным женским днем. По этому поводу мы подготовили обзор брутального самурайского боевика в главные роли с секс-символом японского кино - самим Тосиро Мифунэ!

Мифунэ играет роль Кондо Исами - лидера знаменитого отряда Синсэнгуми. Со своими людьми он несколько лет сражался против японской революции 1860х (реставрации Мэйдзи): сперва в составе политической полиции, а когда разгорелась гражданская война - на поле брани. Военное счастье улыбнулось врагу: революционеры победили, старый режим пал, а Кондо был схвачен и казнен. Но благодаря своей самоотверженности и верности Синсэнгуми обрели вторую жизнь - в народной памяти. А это верный залог реабилитации, в том числе - на большом экране.


Взять хотя бы нашу историю. В первые десятилетия после 1917 не шло и речи об объективности на экране: условный Павка Корчагин всегда был сугубо положительным героем, в его враги - корнеты и поручики - слугами Мордора. Но в оттепельные времена (спустя где-то полвека после Октября) на экран стали выходить более сложные картины. Например, "Тихий Дон" [ 1957 ] и "Оптимистическая трагедия" [ 1963 ] , где простые казаки и даже матросы (еще вчера непогрешимые рыцари революции!) показаны неоправданно жестокими и даже свирепыми. А в фильмах "Седьмой спутник", "Служили два товарища", "Красные и белые" [ все 1968 ] повествование вообще велось от лица белых/царских офицеров. В 1970х тенденция развивалась: так, в "Беге" [ 1970 ] и "Днях Турбиных" [ 1976 ] уже все главные герои были аристократами и относились к большевикам в лучшем случае с прохладцей. В перестройку, когда пала цензура, "белые" и "красные" ненадолго сравнялись, ну а 1990е был дан "полный назад": поручик Голицын и корнет Оболенский триумфально шествовали как по эстраде, так и по киноэкрану, гоняя бесноватого Павку Корчягина.

Апофеозом этого "белого движения" стал фильм "Адмиралъ" [ 2008 ] , собравший в прокате немыслимые для российского кино $40 млн. - наверное, больше чем все остальные "белые" ленты вместе взятые. А потом начался спад. Нет, "голубоглазые" картины про антисоветчиков снимали и дальше, но того драйва (и, видимо, запроса в обществе) уже не было и практически все они - "Господа офицеры: Спасти императора" [ 2008 ] , "Багровый цвет снегопада" [ 2010 ] , "Солнечный удар" [ 2014 ] , "Герой" [ 2016 ] - провалились как у зрителей, так и у критиков.


Нечто похожее было и в Японии. В 1925 году (спустя примерно те же полвека после революции 1867-68) вышел "Shinsengumi" - первый фильм посвященный японским "белым". За ним последуют и другие ленты, пока еще немые. А уже через несколько лет - в 1932 - на экраны Японии выйдут и первые звуковые исторические фильмы "Ikinokotta Shinsengumi" и "Chushingura". Такое соседство весьма показательно. "Chushingura" - история о 47 верных вассалах, отдавших свои жизни ради мести за господина. Произошло это в 1702 - и вот уже 230 лет они возглавляли пантеон японских героев: их почитали независимо от политического режима. Ими гордились, их обожали. И теперь с ними вровень встал еще вчера опальный Кондо Исами: кинофраншизы "Shinsengumi" и "Chushingura" будут соревноваться друг с друг с другом все 1930е.

Правда, уже к 1940м этому паритету придет конец. Япония вступила в мировую войну - и "двусмысленные" Синсэнгуми (с одной стороны храбрые воины, с другой - враги режима) пришлись не ко двору. Пропаганде были куда милее "люди на все времена" - канонические 47 вассалов с их верностью до гроба. А после поражения в 1945 с большого экрана исчезли и они - Японией управлял американский оккупационный режим и цензура вообще не жаловала фильмы на самурайскую тематику.

Наконец, в 1952 наступило раздолье - янки уплыли восвояси, предоставив страну ее жителям. Японское кино освободилось от идеологических пут - и фильмы о защитниках старого режима посыпались как из рога изобилия! По исторической достоверности многие из них еще дадут фору нашей "белой волне"... И так же как наша "волна", японское "белое цунами" стало затихать лет через 15-20. Если у нас спад начался после "Адмиралъ"-а, то последним большим фильмом, идеализирующим Кондо и его людей, была картина "Синсэнгуми" 1969 года.


Все это замечательно, скажет уставшая от моей писанины читательница, но... как можно сравнивать Кондо с Колчаком? Что ж, справедливо. Если Александр Васильевич был топовым флотоводцем, а в гражданскую командовал многотысячными армиями , то Кондо никак не был связан с морем, а под его началом было 2-3 сотни человек со средневековыми клинками. Казалось бы, не наш масштаб. Так оно и есть - масштаб кровопролития был совсем иной: если в японской гражданской войне Босин (1868-69) погибло менее 10 тысяч человек, то в нашей гражданской (1917 - 1922) счет жертв идет на миллионы.

Кроме того, одна из главных составляющих ореола Колчака - трагический финал. А этим не может "похвастаться" практически никто из лидеров японских "белых". Судьбу Александр Василича - арест и казнь - разделят лишь некоторые мелкие командиры типа Кондо Исами (тут тоже яркий контраст между нашими гражданскими войнами - и, увы, тоже не в нашу пользу).


У Колчака и Кондо есть и другие черты сходства, которые мы увидим теперь, закончив это и вправду затянувшееся вступление.


Добавить комментарий могут только зарегистрированные пользователи