Нулевой год на севере • 北の零年 • Year One in the North

Pycal, 2018-02-07, 03:17


Вчера ночью ходил в кино. Возвращался домой в третьем часу - пешком, транспорта уже не было. И почти весь путь (4,5 км) идти пришлось по проезжей части, уворачиваясь от (редких, к счастью) машин как в Shinobi 1 на Сеге - тротуары замело напрочь. В Москву пришла настоящая рашн-винта! Думаю, настало время сделать обзор самого снежного дзидайгэки на моей памяти.


В 1850-х западные державы положили конец японской самоизоляции - правивший страной сёгунат Токугава был вынужден установить с ними торгово-дипломатические отношения. Хотя "страны" как таковой не существовало - Япония была раздроблена на 270 княжеств, многие имели широкую автономию. Не рассчитанная на внешнее давление, эта феодальная система стала быстро рушиться. Сформировались два лагеря: условные "консерваторы" (сторонники сохранения сёгуната как руководящей и направляющей силы) и "монархисты" (хотели передать власть императорскому двору). Но большинство князей заняли выжидательную позицию, чтобы не переходить дорогу ни тиграм двора, ни львам сёгуната.

Так поступил и Хатисука Нарихиро ( 蜂須賀 斉裕 • Hachisuka Narihiro ) - правитель княжества Токусима. Связанный родственными узами как с домом Токугава, так и с придворной знатью, он до поры до времени выказывал лояльность обоим. Хатисука преследовал врагов сёгуната, но меж тем поощрял своего вассала Инада Танэнобу ( 稲田 植誠 • Inada Tanenobu ) - правителя острова Авадзи - развивать связи со сторонниками императора.

Наконец, в 1868 разгорелась открытая война, в которой Токугава потерпели сокрушительное поражение. Армия императора Мэйдзи под началом легендарного генерала Сайго Такамори за несколько месяцев овладела всей страной. Самураи Инада приняли участие в боях против Токугава и отличились как герои-фронтовики. Но радость была недолгой.


Победив, правительство Мэйдзи занялось созданием централизованного государства - лишь так можно было уберечь страну от внешних угроз. Власти действовали молниеносно. Последние бои со сторонниками Токугава - за город Хакодатэ на о. Хоккайдо - отгремели в июне 1869, а уже в июле двор издал два революционных указа.


Во-первых, ликвидировалась княжеская система. Бывшие князья остались у власти, но теперь официально числились губернаторами: из феодалов они превратились в гос. чиновников с сильно урезанными полномочиями.


А во-вторых, страшно сказать... упразднялось 1000-летнее самурайское сословие!! Правительство ввело новую классовую систему - отныне все японцы были разделены на 4 группы:

• КАДЗОКУ
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌ка ( 華 , "блеск" ) + дзоку ( 族 , "род" ) = "родовая аристократия".
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌К ней отнесли придворных и высших самураев (князей). Всего порядка 400 семей.

• СИДЗОКУ
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌си ( 士 , "самурай" ) + дзоку ( 族 , "род" ) = "потомственная военная элита".
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌Ими стали бывшие самураи средней руки.

• СОЦУДЗОКУ
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌соцу ( 卒 , "рядовой" ) + дзоку ( 族 , "род" ) = "потомственные солдаты".
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌В эту категорию попали мелкие самураи.

• ХЭЙМИН
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌хэй ( 平 , "обычный" ) + мин ( 民 , "народ" ) = "простой люд".
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌Сюда угодили остальные японцы (порядка 90%).


Разумеется, все бывшие самураи пытались пролезть во вторую группу: шутка ли - сразу после аристократов! Но сословие было не резиновое, и людей по разным поводам отсеивали. Так, самураи острова Авадзи были не прямыми вассалами князя Хатисука, а вассалами его вассала (Инада). Такую категорию в старой Японии называли байсин ( 陪臣 , baishin ).

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌бай ( 陪 , "служить" ) + син ( 臣 , "вассал" ) = "слуги вассалов"


Они считались как бы самураями "второго сорта" и теперь их стали массово записывать в < соцудзоку > . Люди Инада были оскорблены: еще не высохла кровь, которую мы пролили за императора, а нас поражают в правах!! В 1870 они убедили своего нового сюзерена - юного Инада Кунитанэ ( 稲田 邦植 • Inada Kunitane )- подать петицию императору, чтобы его статус повысили до князя (т.е. теперь до губернатора): тогда он сам будет решать, кого куда записывать, а его самураи, перестав быть < байсин > , получат больше оснований войти в престижное сословие < сидзоку > .

Этот демарш взбесил прямых вассалов Хатисука, и летом 1870 они организовали карательный поход на Авадзи. Масштабы кровопролития вынудили правительство Мэйдзи вмешаться: агрессоров судили, а десяток их лидеров даже приговорили к смерти - в сентябре-октябре 1870 они все совершили харакири. Это был последний случай его применения в качестве официальной казни: Япония стремилась к признанию на международной арене, а вспарывание живота было в глазах Запада варварским обычаем. Пришлось его отменить. С 1871 как военные, так и гражданские преступники будут умирать на "рукопожатной" виселице.


Покарав обидчиков, правительство не спешило выполнять просьбу потерпевших. Отдельную губернию вам - с чего бы?! Нет, за службу, конечно, спасибо, но вы не единственные герои войны. А если и другие < байсин > начнут качать права? Наконец, было принято решение: Авадзи остается за семьей Хатисука, а если люди Инада так хотят от нее независимости - пусть берут, сколько смогут унести. Только подальше: на Хоккайдо. Заодно помогут колонизировать пустынный остров.

Так, вчерашние герои и их семьи, привыкшие к теплому климату Авадзи, в принудительном порядке отправились на самый север Японского архипелага. С этого и начинается фильм.


--------


[ 00:01:35 ] - вернее, начинается он с идиллической картины жизни на Авадзи весной 1870 - еще до карательного рейда Хатисука. Самураи Инада нежатся на солнышке и предаются любимому развлечению - кукольному театру Бунраку. Остров издревле славился мастерами этого дела. Само слово "бунраку", известное сегодня всему миру, происходит от имени легендарного кукольника Уэмура Бунракукэн ( 植村 文楽軒 • Uemura Bunrakuken ) , который был родом с Авадзи.



[ 00:07:00 ] - "ЗЕМЛЯ! ЗЕМЛЯ НА ГОРИЗОНТЕ!"

Весной 1871 первая группа из 546 переселенцев с Авадзи прибыла на далекий Хоккайдо. Высадили пионеров севера в районе современного городка Сидзунаи ( 静内町 • Shizunai ) , который они собственно и заложат. Даже сегодня в супер-урбанизированной Японии он невелик (чуть более 20 тыс. жителей), а тогда это была просто холодная пустыня. Единственным утешением мигрантам, вероятно, служило то, что их всё же "повысили" до < сидзоку > .

Новоиспеченная "элита" с мечами и в традиционном кимоно добралась до места назначения на... пароходе. Япония только-только выбиралась из феодализма, но небольшое количество современных судов у нее уже было. Почти все, разумеется купили за границей, но кое-что построили сами. Так, первый отечественный пароход, "Бросающий вызов ветру" ( 凌風丸 • Ryofu-Maru ) , был собран в 1865 - еще в самурайскую эпоху. В XIX веке Новое время оттеняло средневековье по всему миру, но нигде этот контраст не был так разителен, как в Японии.



[ 00:12:25 ] "ИВАКУРА И ДРУГИЕ ЗАПАДНЫЕ КЛАНЫ И В САМОМ ДЕЛЕ ОДУРАЧИЛИ НАС... ОНИ ВЕРНУЛИ ВЛАСТЬ ИМПЕРАТОРУ В СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ"

Ивакура Томоми - столичный аристократ (кугэ), лидер придворной анти-сёгунской партии и главная опора оппозиции в императорских покоях. Его энергии и смекалке во многом обязана своим успехом знаменитая реставрация Мэйдзи.

Западные кланы - имеются ввиду княжества Сацума, Тёсю, Тоса и Сага, сыгравшие решающую роль в гражданской войне Босин (1868-69). Собственной армии у двора тогда не было - под ней понимались войска этих доменов. После победы их уроженцы заняли ключевые посты в новом, всеяпонском правительстве императора Мэйдзи. Сам монарх никакой власти по сути не получил, так что "реставрация" была скорее на бумаге - реально страной правила клика выходцев с Юго-запада, известная сегодня как "Олигархия Мэйдзи".



[ 00:12:30 ] - "ОНИ ОБОШЛИСЬ С НАМИ, КАК С КЛАНОМ АЙДЗУ"

Княжество Айдзу было главной опорой сторонников Токугава в гражданской войне. В 1869 ликвидировано победившими "монархистами".


[ 00:19:15 ] - эпизод поцелуя довольно любопытен. Дело в том, что в традиционной Японии такие ласки не были приняты. Даже в начале следующего, 20-го, века христианские миссионеры жаловались, что во время бракосочетаний им приходится чуть не силой соединять уста новобрачных, которые не понимали, чего от них хотят. Обычай этот укоренился много позже. Так что на экране либо ошибка режиссера, либо самое настоящее сексуальное извращение...


[ 00:25:30 ] - а в этой сцене появляются айны, коренные жители Хоккайдо. В феодальной Японии их называли эдзо ( 蝦夷 • "креветочные варвары" ) ; земли на которых они проживали - Хоккайдо, север Хонсю, Сахалин, Курилы - тоже получили это название. В особенности этот термин закрепился за Хоккайдо, но в 1869 он официально получил современный топоним.



[ 00:34:00 ] "СУДНО ХЭИУН-МАРУ ПОТЕРПЕЛО КРУШЕНИЕ В ПРОЛИВЕ КИИ. 83 ЧЕЛОВЕКА ОТПРАВИЛИСЬ НА ДНО"

Хэиун-мару ( 平運丸 • Heiun-Maru ) затонул в октябре 1871 и действительно унес с собой в пучину 83 человека. По злой иронии судьбы его название переводится как:

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌хэй ( 平 • спокойный ) + ун ( 運 • транспорт ) + мару ( 丸 • корабль ) = "спокойная шхуна"



[ 00:52:23 ] - "МЫ НЕ МОЖЕМ БОРОТЬСЯ С ВЕЯНИЯМИ ВРЕМЕНИ"

Эти слова Инада Кунитанэ, таки доехавшего до своих подданных в 1872, могут показаться циничными, но... Веяния и правда были эпохальные. Еще 29 августа 1871 года ( 14 д / 7 м / 4 год Мэйдзи ) княжества (губернии) были окончательно упразднены. На их месте создавались префектуры во главе с чиновниками, присланными из центра. Бывшим князьям-губернаторам было предписано покинуть свои прежние владения и переехать на ПМЖ в Токио (так оно спокойнее). Но им всё же позволили официально проститься со своими людьми. Что и сделал Кунитанэ.

Его бывшие самураи теперь находились в ведении аж целого Министерства освоения Хоккайдо, созданного во все том же 1871. Нам, жителям самой большой страны мира, остров может показаться незначительным, но по меркам Японии это была самая настоящая Сибирь. Кроме того японцы чувствовали угрозу со стороны России, колонизировавшей Сахалин и Курилы. Так что обустраивать Хоккайдо нужно было ударными темпами.



[ 00:55:35 ] - "К ЧЁРТУ СО ВСЕМ ЭТИМ!"

Обалдевшие от такого поворота вчерашние вассалы поют "ээ дзя най ка" ( ええじゃないか ) , что означает "пусть будет так" или "ну и черт с ним!". Такие акции полного социального отчаяния имели места еще в 1867 при Токугава, но в куда большем масштабе, что нашло массу отражений в современном японском масскульте. В 1981 даже сняли фильм Eeijanaika (Why Not?), целиком посвященный этому феномену. Кинцо крутили в Каннах...



[ 01:00:01 ] - "МАТАДЗЮРО! ОТРЕЖЬ МНЕ КОСИЧКУ"

Бывшие самураи избавляются от последней тени своего статуса - прически тёнмагэ. Во время оно за такую вольность могло последовать наказание вплоть до харакири. Но пришли иные времена. Вскоре за ними последует и вся Япония: через 4 года (в 1876) правительство Мэйдзи обяжет всех японцев избавиться от средневековых косичек.


[ 01:04:30 ] - "В САППОРО ЕСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ. У НИХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОРТА РИСА, КОТОРЫЙ МОЖНО ЗДЕСЬ ВЫРАЩИВАТЬ"

Саппоро - город, основанный буквально за несколько лет до событий фильма. В 1868 в силу удобного географического положения его сделали административным центром Хоккайдо. Равнина Исикара (на ней стоит Саппоро) - подходящее место для выращивания риса, а это большая редкость для Хоккайдо с его холодным и сухим климатом. К сегодняшнему дню город (не в пример Сидзунаи) разросся до мегаполиса. Политическим центром Хоккайдо он остается до сих пор.



[ 01:26:15 ] - "ТЫ ТАК ГОЛОДНА? ЕШЬ. ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ЗАХОЧЕШЬ!"

Торговец заправляет городком, живет в бывшей княжеской резиденции и балуется самурайскими женами. Для местных это должно быть особенно унизительно: при Токугава самураи были высшим из 4 основных сословий, а торговцы - низшим.


[ 01:38:20 ] - в этом эпизоде героиням повезло вдвойне. Их спас не кто нибудь, а сам Эдвин Дун (Edwin Dun)!

Как и положено только что открывшейся стране, Япония нанимала массу советников и специалистов за рубежом. Министерству освоения Хоккайдо удалось получить в свое распоряжение аж бывшего главу Департамента земледелия США - т.е. отставного министра сельского хозяйства крупной западной страны! А тот направил на остров Дуна как специалиста по животноводству. Основной его задачей было наладить на Хоккайдо овцеводство и поднять молочные фермы. В дальнейшем мы увидим, как протоганисты разводят лошадей - это тоже благодаря белому человеку. В частности, он поделился с местными кое-какими премудростями в плане улучшения породы.

Помимо работы в поле Эдвин преподавал в сельхоз институте в Саппоро. Сегодня в городе даже есть его музей: http://www.sapporo.travel/find/history/edwin_dun_memorial_museum/?lang=en



[ 01:49:00 ] - "ВСЁ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ВА ПРИБЫВАЕТ СЮДА"

"Людьми ва" японцев называли китайцы в далекой древности. То, что этот термин использовали айны - для меня новость. Когда-то этот народ населял всю Японию (от Окинавы до Хоккайдо) пока его не вытеснили люди Ямато (современные этнические японцы). Возможно, "ва" сохранилось у них еще с тех времен. Или режиссер хотел подчеркнуть "первопрестольность" этого народа по отношению к японцам.


[ 01:51:38 ] - "ЭТО ПРЕСТУПНИКИ, УБИВАВШИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОЛДАТ В БИТВЕ ПРИ ХАКОДАТЭ"

Заключительная кампания гражданской войны Босин. Последние боестолкновения произошли 25 июня 1869 года ( 16 д / 5 м / 2 год Мэйдзи ). Через два дня глава повстанцев Эномото Такаэки подписал капитуляцию. Япония была объединена, но ненадолго.



[ 01:56:30 ] - "САЙГО ТАКАМОРИ ПОДНЯЛ МЯТЕЖ НА КЮСЮ. НО ВЫ, КОНЕЧНО ЖЕ, ОБ ЭТОМ СЛЫШАЛИ"

Ну, надо думать. Кто же не смотрел "Последнего самурая" с Томом Крузом? Если серьезно, Сацумское восстание на острове Кюсю действительно возглавил никто иной как Сайго Такамори - тот самый легендарный генерал, ведший императорскую армию к победе над Токугава в недавней войне Босин (1868-69). Новая междоусобица длилась всего полгода (март - сентябрь 1877), но получилась еще более кровавой. Это был самый страшный конфликт за 250 лет! Поэтому в Японии его обычно называют Войной на юго-западе.

Зато после всех этих ужасов на японскую землю пришел долгожданный мир. И длился он почти 70 лет - вплоть до осени 1944.



[ 01:56:50 ] - "ВАШИ ЛОШАДИ МОГУТ БЫТЬ ОТПРАВЛЕНЫ НА ФРОНТ"

Может показаться странным, что правительство озаботилось экспроприацией лошадей с какой-то маленькой фермы на отшибе. Но это опять-таки на наш, "русский взгляд".

Давным-давно, когда в Японии бушевали средневековые удельные войны, лошадей в стране было много. Но в XVII веке, благодаря Токугава, наступил мир, продлившийся вплоть до 1860х. Два с лишним столетия японцы почти не разводили лошадей, отдавая пастбища под рис. Это позволило достичь огромного населения в 33 млн. чел. (для сравнения в середине XIX века в США проживало 35 млн., в России - 65), но вся эта арава передвигалась по стране исключительно пешком. Дефицитные лошадки полагались лишь особо важным персонам.

А для войны их, разумеется, катастрофически не хватало.


Добавить комментарий могут только зарегистрированные пользователи