Джиперс Криперс 3 или Ужасы в московском синема

Pycal, 2017-11-24, 19:54


‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Jeepers Creepers, where'd ya get those peepers?
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Jeepers Creepers, where'd ya get those eyes?
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Gosh all git up, how'd they get so lit up?
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Gosh all git up, how'd they get that size?


Эта веселая песенка появилась в 1938 году - она была написана специально для музыкальной комедии "Достижение цели" ( Going places ) и стала её лейб-мотивом.

В фильме Джиперс Криперс - это конь неистового нрава, укротить которого может только его страппер Гэбриэль. Для этого он сочинил специальную джазовую песню (а что Вы хотите - это 1930е!) - услышав её, лошадка приходит в чувства и начинает повиноваться сидаку. Роль Гэбриэля сыграл сам Луи Армстронг, а "Jeepers Creepers" в его исполнении принесла фильму номинацию на Оскар за лучшую песню.

JC моментально вошел в репертуар джаз-бандов и в американскую поп-культуру в целом - например, уже в 1939 на киноэкраны США выйдет вестерн "Jeepers Creepers". Бренд не обошел вниманием и ребятишек - в том же году юные американцы ухахатывались над очередной серией "Весёлых мелодий", в которой обаятельный Порки Пиг удирал от не менее обаятельного призрака под аккомпанемент популярной песни. Стоит ли говорить, что мультфильм также носил тайтл "Jeepers Creepers"?


Джазовая композиция еще долго звучала как с кино- , так (позднее) и с телеэкранов. У наших современников из англо-язычных стран она ассоциируется с чем-то старым, добрым, уютным. Те же чувства вызывает у нас, скажем, "Марш веселых ребят":

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Легко на сердце от песни весёлой,
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Она скучать не даёт никогда...


И вот под это дело на экране кромсают людей! И не просто кромсают, а потом еще и жрут!! Представили? Ну вот, Виктор Сальва и Фрэнсис Форд Коппола тоже представили и в начале 2000-х подарили нам знаменитую хоррор-дилогию "Jeepers Creepers", которая на днях превратилась в трилогию. Как Вы понимаете, пропустить этого я не мог.

Правда, выкладывать 350 гилей (столько стоит в Москве билет на вечерний сеанс - еще не в самом запущенном случае) как-то не хотелось, тем более, что вместе с попкорном и колой (а какой без них хоррор?) все влетело в добрую 1000. И это, признаться, было главным ужасом вечера.



I

Фильм же не особо страшен - во многом благодаря тому, что как и предыдущие две части, он сдобрен хорошей порцией здорового (насколько позволяет жанр) юмора, разряжающего атмосферу. Вообще, бессменный режиссер трилогии Виктор Сальва - большой любитель хорроров, и вся серия JC - это сборник пародий и шуток, причем, более тонких, чем в других черных комедиях a la "Музей восковых фигур" [ 1988 ] , "Крик" [ 1996 ] , "Хижина в лесу" [ 2012 ] .


Взять хотя бы первый "Jeepers Creepers" [ 2001 ] :


• Сама канва - семья проезжает через пустынную местность, где их подстерегает бомжеватого вида людоед - позаимствована из фильма "У холмов есть глаза" [ 1977 ]


• Знакомство главных героев (Дэрри и его сестры Триш) с антагонистом - реплика одного из эпизодов документального цикла Unsolved Mysteries (март 1991). В нем рассказано о реальной встрече одной семьи (тоже брата и сестры) с убийцей Деннисом Депуэ (или Депу, если фамилия французская - Dennis Depue), который у них на глазах прятал прибитую супругу у заброшенной школы.

Тут 「 https://m.youtube.com/watch?v=O-pmaY2j8w0 」можно посмотреть шоу и сравнить со ценами фильма


• Монстра в JC традиционно называют 'Крипером', но его настоящее имя неизвестно. В сочетании с ковбойским прикидом это напоминает известного персонажа Клинта Иствуда - Человека-без-имени.

• Впоследствии выясняется, что Крипер не только питается людьми, но и использует некоторые части тел для преображения себя. То, что осталось от трупов, идет на создание скульптур сомнительной художественной ценности. За все это мы давно уже любим "Техасскую резню бензопилой" [ 1974 ] .

• Свою экспозицию "монументов", сшитых из разных тел, монстр хранит в у себя логове, называя его "Домом боли". Так же именовали место, в котором шил новых людей безумный ученый, вынесенный Г. Уэллсом в заглавие романа "Остров доктора Моро" [ 1896 ] .

• Вороны, неизменно следующие за Крипером (во всех частях) - отсылка к "The Raven" [ 1845 ] , знаменитому триллер -стихотворению Эдгара Алана По.

• Кровавый рейд монстра на полицейский участок, где укрылась его вожделенная жертва - пародия на первого "Терминатора" [ 1984 ]

• Думаю, не нужно пояснять, кого Крипер косплеит своими зловещими крыльями a la летучая мышь.


С пародии начался и второй JC [ 2003 ] . Подстерегая юного фермера в первых сценах фильма, Крипер притворялся огородным пугалом. Собственно, я сперва посмотрел именно вторую часть и до того момента, как монстр взлетел, унося в когтях добычу, был уверен, что это очередной хоррор про ожившее соломенное чучело.


Помимо фанни-ссылок, был и вагон шуток из серии "here and now". Например, в Jeepers Creepers 1 блистала безумная старуха - хозяйка 148 кошек - защищающая своих питомцев от Крипера с дробовиком наперевес - [ 00:51:21 ] . Отжигал и сам монстр, обнюхивающий белье героев как мелкий извращенец - [ 00:41:30 ] , насвистывавший старую-добрую джазовую песенку "Jeepers Creepers", которую только что слышал по радио - [ 00:48:00 ] , наслаждающийся своей зловещей трапезой на фоне рекламного плаката со стейками "TASTES SO DARN GOOD!" - [ 00:48:15 ] , как истый гурман "дегустирующий" Дэрри и Триш, чтобы понять, чей же аромат его привлек - [ 01:17:39 ] .

Приколами богата и вторая часть - чего стоит один только кастинг, который Крипер устроил своим потенциальным жертвам - [ 00:37:20 ] ! Или машина, которую он вскрыл, как банку с сардинами - [ 00:45:40 ] . А фермеры, забравшие спящее чудище (цикл сна длится аж 23 года - такое "Оно" для бедных) и прикрутившие его к стене сарая, чтобы показывать городским дуракам за пять баксов!.. "Если ты идеален, твоё место в музее".



II

Собственно говоря, поэтому я и не мог дождаться продолжения - монстр прикован (даже расчленен) и на него нацелен огромный гарпун. Как же он освободится?

Увы, пока никак. Третья часть по отношению к предыдущим играет роль интерквела: её сюжет - связующее звено между событиями первого и второго фильмов. Зачем это нужно, совершенно непонятно (дилогия смотрелась вполне гармонично... да и чего там связывать?), но нет худа без добра - мы вновь увидим старых героев: спортивную команду, уезжающую на школьном автобусе (прямо в пасть Криперу во втором фильме), и придурковатых полицейских (из того самого участка, который людоед разнес в первой серии) во главе с сержантом Дэвисом. Последнего вновь играет тот же актер - Брэндон Смит, правда, постаревший килограмм на 15, но все еще боевой.

На новую схватку с монстром копа-тяжеловеса (а он ценный кадр - лучший стрелок в штате и окрестностях) призывают члены таинственного ордена по борьбе с Криперсом. У каждого из них к твари свои счеты, личной вендеттой руководствуется и их вожак - до смешного брутальный негритос Дэн Ташгето. Как и в прошлом фильме, мстители прихватили боевой пикап, только на сей раз снабдили его не гарпуном, а крупнокалиберным пулеметом! Правда, учитывая, что фильм - приквел к Jeepers Creepers 2, зрителю с самого начала ясно: ничего плохого с монстриком не случится, а потому львиная доля пафоса заведомо слита в трубу. Я надеялся, что эти рыцари 21 века хотя бы смогут устроить красивую сечь перед смертью, но нет - большая часть воинов не только не погибла, а даже не вышла на бой, растворившись где-то в монтаже. Остается надеятся, что они вернутся в четвертой серии - там ими, по идее, должна рулить постаревшая Триш: в самом конце Jeepers Creepers 3 "перепрыгивает" в наше время - 23 года прошло, Крип вот-вот должен пробудиться и вылезти из импровизированного фермерского музея - и Триш по интернету обращается ко всем его "знакомым", призывая к оружию. Играет её та же актриса, что и в первом фильме - Джина Филипс. Что характерно, от участия во втором фильме она в свое время отказалась - роль, видите ли, была маловата. И раз вернулась в проект, то сюжет, вероятно, вновь будет вертеться вокруг нее (хотя в одиночку ей, кончено, не вытянуть - не та уже, ох, не та...).



III

Но, безусловно, самым главным "возвращенцем" стал легендарный грузовичок Крипера! Режиссер снял его еще в первой части, отдавая дань дорожному триллеру Стивена Спилберга "Дуэль" [ 1971 ] : там ни в чем не повинному автолюбителю устроил ад безумный дальнобойщик на ржавой колымаге. Подбирая достойный ответ этому железному монстру, Сальва набрел на модель Chevrolet Heavy-Duty COE (Cabin Over Engine) аж 1941 года! "Гримировать" трак особенно не пришлось: ржавчина - его естественное состояние. После атаки японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 США вступили во Вторую мировую войну. И уже в начале 1942 Рузвельт запретит всем авто-концернам (и Checrolet не исключение) производить гражданские машины: в феврале - легкие автомобили, а в марте - и грузовики. Корпорациям пришлось становиться на военные рельсы. "Всё для фронта, всё для победы". Heavy-Duty COE теперь поставлялись армии по госзаказу и делать их чересчур долговечными, способными десятки лет сохранять лоск смысла как-то не имело. В итоге, пережившие войну грузовички довольно быстро превратились в то, что мы видим в первом Jeepers-e.


Но всё же внешний вид пришлось немного доработать, чтобы сделать COE более странным, а значит и страшным: кузов слегка уменьшили, подогнав под размеры кабины, а на бампер повесили путеочиститель (на английском название этого приспособления звучит куда эффектней: cowcatcher!) - как у поезда. "Эх, прокачу!".

Чувство юмора режиссера тоже не дремало, сподвигнув Крипера повесить на свой грузовик номерной знак "BEATNGO" с занятной игрой слов. В начале первого фильма Дэрри и Триш решили, что это значит "beat'n'go" ("ударил и сбежал"), но искушенный зритель мог предположить и "be eaten - go" ("будете съедены - вперед"). И лишь в конце, когда становится доподлинно известно, что владелец тачки - людоед, нам дают четко рассмотреть номер - на самом деле это "BEATNGU": "be eating you" ("скушаю тебя"). Если перенести на реал - представьте себе маньяка, разъезжающего с номером "ВРЕЖУТЯ". В общем, в первой части было весело, а до второй грузовичок почему-то не доехал и это была печалька.


И вот теперь наш ржавый друг вернулся во всей былой красе - и даже более того: зритель может обследовать его изнутри! Ведь в Jeepers Creepers 1 мы видели труповоз лишь со стороны. Был, правда, маленький эпизодик [ 00:49:24 ] - опять из разряда приколов: людоед открывает кузов, кладет в него тела, пафосно закрывает... снова открывает и кидает голову, которую в первый раз забыл положить - сугубо бытовая сцена в исполнении сверхъестественной твари.. Поди ж ты, ничто человеческое нам не чуждо. Но длилась шутка несколько секунд, да и камера показала маловато - это не то! В Jeepers Creepers 3 зритель проведет в кузове достаточно времени, чтобы вдоволь наглядеться, проникнуться атмосферой и узнать все секреты смертоносной криперовой тачки! Хотя... в таинственности Heavy-Duty из первой части тоже была своя прелесть.



IV

Порадовал своим воскрешением и внесценический персонаж из JC 1 - Кенни. В начале первого фильма [ 00:06:12 ] Дэрри и Триш пережёвывают старую байку о выпускниках 1976 года Кенни и Дарле, погибших на том самом шоссе, по которому теперь едут они. А позднее [ 00:29:27 ] Дэрри находит фрагменты их тел в "Доме боли" Крипера. В третьей части нам таки объясняют, за что монстр убил Кенни (сволочь!) - впервые, в нарушение всех традиций франшизы, людоедом руководил отнюдь не гастрономический интерес.

После смерти Кенни его мать изменилась к лучшему - в частности, стала больше времени проводить с сыном. Учитывая то, что он являлся ей с того света как призрак, старушка пополнила славную галерею чудаковатых женщин-медиумов, которые были непременным атрибутом предыдущих двух фильмов. Особенно прекрасна была Жизель из первой части, рассказывающая и без того насмерть перепуганным Дэрри и Триш страшилки по телефону [ 00:35:50 ] . Но мать Кенни умудрилась переплюнуть и ее - как в плане неадеквата, так и в плане функционала. В JC 1 и 2 ясновидящие совершенно бесполезны - они не могут никого спасти, а просто предупреждают: "Вы умрёте! Бууууу!". Обычно таких персонажей ставят в начале хоррора (герои типа имеют право на выбор), но в JC пророк неизменно опаздывает и лишь дразнит обреченных постфактум (что, видимо, тоже можно отнести к специфическим шуткам Виктора Сальвы). Так было до третьей части, а в ней - снова нарушение правил: ясновидящая играет ключевую роль в тактической победе над монстром, благодаря тому, что сумела разгадать, кто он на самом деле.


В своих интервью во время съемок Сальва так и говорил - в третьей части, мол, природа людоеда, его суть, наконец, станет известна. И не солгал. Она стала известна - призраку Кенни, а через него - "мамедиуму", а через нее - остальным героям. Даже самому Криперсу дали понять, что его инкогнито раскрыто. Но зритель так и остался в неведение - тот неловкий момент, когда все вокруг знают тайну, а ты сидишь как идитот. (Почему "как"?..)



V

Кстати, об идиотах. Людоед имеет дело не только с мстителями и и очередной упоротой "кассандрой", но и с завсегдатаями современных хорроров - тинейджерами. Оно и понятно: молодые барашки вкуснее. О них самих рассказать нечего (одно слово - шаблоны), но с ними связаны новые "нарушения". Так, одна из жертв сбегает от Крипера и даже имеет наглость выжить (а в JC1 и 2 шалишь: тебя унесли - ты мёртв, без вариантов)! Есть и открытая сюжетная несостыковка: в конце фильма главный герой (Бадди) садится в тот самый автобус, который вскоре будет атакован Крипом (в Jeepers Creepers 2). Но мы же помним, что среди пассажиров не было никого, кто знал бы о монстре! Зачем так грубо подгонять? Можно же было просто снять, как Бадди прощается с ребятами, жалея, что не может поехать из-за травмы.

Но больше ляпов, вроде, нет. И большинство традиций всё же соблюдены. В фильме есть пародии на другие хорроры: оторванная рука людоеда ведет самостоятельную жизнь, напоминая аналогичных "монстриков" из старых фильмов ужасов, а призрак Кенни с его скиллом читать мысли Крипера ("Он съел меня - теперь я часть его, а он часть меня") напоминает жертву Дракулы, чья телепатическая связь с вампиром описана еще в легендарном романе Брема Стокера [ 1897 ]. Крипер - которого играет все тот же Джонатан Брек - все также владеет телекинезом (его оружие практически самонаводящееся и даже может возвращаться к хозяину без посторонней помощи) и попрежнему любит понюхать своих потенциальных жертв как утонченный и придирчивый дегустатор вин (в отличие от большинства ужастиков, где непонятно, зачем убийца так долго пугает жертв и тянет с мокрым делом, в JC все логично - ему необходимо, чтобы они достаточно пропотели). Сохранилась и главная изюминка JC - окуль-прикол! В старой песенке "Jeepers Creepers" во время припева солист неизменно приходит в восторг от глаз своего "собеседника", а в фильме "Достижение цели" / "Going Places" [ 1938 ] конь при этом еще и буравит камеру забавным взглядом [ 00:12:15 ] . Сальва переиначил шутку на свой лад - в каждом части JC монстр обретает новые глаза: в JC 1 он вынул их у несчастного парня; в JC 2, потеряв одну из своих гляделок (и полчерепа в придачу), заменил себе целую голову! В третьем фильме он также лишился глаза, но, "к счастью", подвернулся очередной донор.

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Jeepers Creepers, where'd ya get those peepers?
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌Jeepers Creepers, where'd ya get those eyes?



VI

Вот разве что религиозные шутки канули в лету. Напомним, Jeepers Creepers - это искаженная версия имени Jesus Christ. Дело в том, что с середины 1930х в США свирепствовала киноцензура (пресловутый кодекс Хэйса) и одним из основных табу было упоминание господа в суе. Хочешь не хочешь, создателям "Going Places", в том числе автору главной песни фильма, приходилось прибегать к эвфемизмам. В общем, на лицо тот нередкий случай, когда цензоры становятся полноправными соавторами успешного бренда.


Крипер и правда похож на Христа, только это Христос наоборот:

• "Ешьте плоть мою", говорит Иисус людям. Крип сам поедает людей.

• Крылья монстра - не только реверанс Дракуле, но и пародия на вознесение и ангелов. А его одежда напоминает пуританскую.

• Церковь - дом Иисуса. В первом фильме людоед живет в заброшенной церкви и делает из тел своих жертв скульптурный аналог Сикстинской капеллы

• В первых двух фильмах Крип неоднократно принимает позу распятья - например, притворяясь пугалом. А в конце второй части именно в таком положении его подвесят в своем сарае алчные фермеры - попросту распнут.

• До своей "духовной карьеры" Иисус трудился плотником. Крип весьма рукаст - в JC 1 он мастерски управляется с разными инструментами.


Подобных намеков я в третьей части не увидел. А вдруг это затишье перед бурей и в Jeepers Creepers 4 выясниться, что Крип - на самом деле Иисус, обозленный на людей после Голгофы? Такой скандал, пожалуй, вернул бы франшизе былую популярность! Из более безобидных гепотиз лично я поставил бы на Вендиго - и в английском, и в русском Инете поговаривают, что это может быть он.


Подождем сиквел (как бы не пришлось это делать 5 лет: действие первых 3 фильмов происходило в 1999, значит Крип проснется только в 2022...) - там и узнаем ответ. А я, наконец, увижу, как Крип сумеет слезть с распятия в сарае этих скабарей!!


--------


Резюмируем.


Прежде чем смотреть 3-ю часть, обязательно посмотрите предыдущие фильмы - если не понравятся они, идти в кино просто нет смысла. На техническом уровне JC 3 заметно проигрывает своим предшественникам: к таким дешевым спецэффектам я честно не был готов (а уж я повидал...), да и оператор не усладит Ваш взор как во втором Jeepers-e. Что делать: и бюджет не тот, и продюсеры не те - Коппола (на его студии American Zoetrope ваяли JC 1 и 2) после второй части слился, что особенно обидно. Фрэнсис Форд - ветеран жанра, снимал ужастики еще в 1960х, а в 1990е вернулся к истокам, подарив нам такие образчики, как "Дракула" [ 1992 ] , "Франкенштейн Мэри Шелли" [ 1994 ] , "Сонная Лощина" [ 1998 ] . Но после 2011 его активность резка спала.

Актерский состав Jeepers Creepers 3 тоже не блещет. Исполнитель заглавной роли Джонатан Брек гениален в образе Крипа, но у него больше нет работ такого масштаба. Мать Кенни играет Мэг Фостер (наиболее известна в РФ за роль Геры в "Удивительных странствиях Геракла"), а главу ордена мстителей - Стэн Шоу (деливший съемочную площадку с Сильвестром Сталлоне, Николасом Кейджем, Эдди Мерфи): они оба снимались в триллерах/хоррорах/боевиках еще с 1970х, но за последние 20 лет не имели крупных ролей в сколь-нибудь успешных проектах. Джина Филипс (Триш) также лет 10 как в нафталине. А практически все "тинейджеры" - начинающие актеры. По сути, JC 3 похож на гибрид актерской школы и дома престарелых. Хотя... тоже самое было и в прекрасной первой части.


Словом, если Вы, как и Ваш покорный слуга, любите творчество Сальвы и не слишком придирчивы к формально-технической стороне дела, берите побольше друзей и тащите их в кино - под фильм можно и посмеяться, и поностальгировать. Ну и похрустеть кукурузой, само собой. В какой сети кинотеатров лучше соленый поп-корн, судить не берусь (не любитель), а карамельный - однозначно в Синема-парке. А брать его в буфетах Каро-фильма не рекомендую - признаться, давненько его не пробовал, но если он такой, как пару лет назад, то это ужас пострашнее любого Крипера.


--------


P.S. Кто играет в GTA - тут можно скачать криперовский Chevrolet он же Chevy COE 1941:
「 http://www.gamemodding.net/ru/gta-san-andreas/gta-sa-cars/53968-chevy-coe-1941-iz-filma-dzhipers-kripers.html 」


P.P.S. В анг-нете есть целый ресурс, посвященный грузовичку Крипера 「 http://www.thecreepertruck.com/trucks.html 」. Оказывается в съемках принимал участие не один COE, а целых три!


P.P.P.S. Зацените мультфильм с Порки Пигом (внизу Вы найдете оригинальную черно-белую версию; цветная - по ссылке: 「 https://m.vk.com/wall159598952_6352 」) - там и монстр, атакующий полицию, и заброшенный дом, и авто-погоня. Мне кажется или это похоже на Jeepers Creepers 1?



Добавить комментарий могут только зарегистрированные пользователи