Всемирная история заимствований. Часть 3: Хэллоуин

Pycal, 2017-10-31, 22:50

С Днем всех святых, дороге читатели!


Вот уже 39 лет Майкл Майерс страдает от психических заболеваний. И заставляет страдать других. В основном, конечно, зрителей - смотреть новые фильмы с его участием становится раз от раза труднее. А как все хорошо начиналось...

Именно "начиналось" - в 1970е жанр хоррора пережил состояние клинической смерти. Классические киноужасы с Кристофером Ли и Винсентом Прайсом исчерпали себя, а как снимать по-новому, чтобы догнать молодого зрителя и залезть к нему в карман, никто еще знал. Путь к заветному бумажнику смогли нащупать уже режиссеры следующего поколения: Тоуб Хоупер ("Texas Chainsaw Massacre", 1974), Уэс Крейвен ("Hills Have Eyes", 1977) и Джон Карпентер ("Хэллоуин", 1978).

Но если первые двое брали эпатажем и явными излишествами, Карпентер подтвердил старую истину: любой талант - это прежде всего талант экономить. Чтобы создать леденящий душу триллер, не нужно заваливать зрителя горой трупов. Пальцев на одной руке хватит сосчитать все жертвы в 1-м "Хэллоуине" (что очень приятно, ребята из доморощенной Pig Farmer Productions, сделавшие игру по мотивам, в этом плане были верны духу фильма) - в центре внимания маньяка всего 3 подруги. Не стоит и насиловать фантазию, выдумывая изощренные fatality: физическая сила, столовый нож - что еще нужно убийце, чтоб встретить славу?

Разумеется, "специи". Например, подростки c пробудившимися гормонами или праздничная атмосфера, мало совместимая с ужасом, и потому еще сильнее его оттеняющая. Надо сказать, и то и другое было уже не в новинку западному зрителю. Шаловливые тинейджеры были в тренде уже в начале 1970х - "Bay of Blood" [ 1971 ] , "Tower of Evil" [ 1972 ] - как и серийные убийства в канун праздника - "Silent Night, Bloody Night" [ 1972 ] , "Black Christmas" [ 1974 ] . Все вышеперечисленное Карпентер смешал в одном флаконе, добавил хорошего оператора, написал простенький, но эффектный саундтрек и... обратился за помощью к классикам, взяв за основу старую-добрую историю о графе Дракуле.



Я имею ввиду книгу Брэма Стокера, а не ее экранизации, в большинстве своем искажающие сюжет первоисточника. Так, почти во всех фильмах мы имеем мелодраму: вампирчик видит фотографию прекрасной девушки и влюбляется в нее по самые клыки. Героиня отвечает ему взаимностью да еще так, что требует обратить себя в вампиршу - ради вечной любви... Но граф не лыком шит - из благородства он отказывает и лишь настойчивые требования заставляют его уступить. И вот они двое против целого мира!

Подобной клюквы в романе Вы не найдете. Дэ и вправду увлекся юной девой, но ничего серьезного к ней не испытывал - при первой же опасности он бросает ее и бежит из Лондона. Типичный мужчина. Да и дома его ждет целый гарем. А со стороны главной героини и подавно не было "запретной любви": она позволила приложиться к своей шее, чтобы спасти жениха, которого граф грозился убить. В общем, ни романтики, ни ухаживаний в современном понимании. Что естественно - Дракула жил (и умер) в XV веке, а тогдашний менталитет несколько отличался от Викторианского. Да и география романа дает резкий контраст: Лондон (чуть ли не столица мира) и Трансильвания - австрийское захолустье чуть севернее Балкан.

Вообще на момент выхода романа (1897) Британия уже более 100 лет владычица морей и величайшая из колониальных империй. Но ковали ее мужчины. Брутальные моряки, торговцы и дипломаты знали карту мира наизусть. А для богобоязненной лондонской леди XIX века те же Балканы - это что-то вроде Марса. И вот оттуда (из другого мира!) в уютный дамский будуар врывается ЗЛО.



То же мы видим у Карпентера. Главная героиня - обычная школьница-подросток, которая учится в обычной средней школе и живет в обычном американском пригороде - тихом мирке, где по определению никогда ничего не происходит. Топ-интересы: парни, танцы, парикмахер. Топ-проблема: скука. Все стандартно, по-викториански. Как обыватель времен Стокера узнавал родной Лондон, так и американский зритель чувствует себя на экране как дома. Сюда, в его дом, к нему приходит смерть. Есть, от чего испугаться. Мы в РФ живем как правило в многоквартирных домах, а и то пробирает.


Откуда явился антигерой Стокера? Из далекого прошлого. Когда-то его имя гремело чуть не по всей Европе - он славился как своей доблестью в борьбе против турок, так и своей жестокостью к ним же. Но к концу XIX века слава померкла - почти ни один из героев романа (а это все сливки общества, имеющие время для чтения) не знает о Дракуле. До известной степени это положение вещей сохраняется и сегодня - называя имя "Дракула" люди как правило имеют ввиду кровососущую мечту дантиста, а не валашского князя из средних веков. К счастью, современный кинематограф потихоньку исправляет ситуацию. Но мы отвлеклись.

Откуда явился Майерс? Из прошлого. Не такого далёкого, правда... Хотя все относительно: для подростка 15 лет (а именно столько маньяк отсутствовал в городе) - целая жизнь. Да и для взрослых срок порядочный - про самое первое убийство, совершенное Майерсом, никто уже и не помнит.


Где же все эти годы пребывал маньяк? В клинике для душевнобольных - там его изучал доктор Лумис. Благодаря своему опыту только он может найти Майкла, когда тот вырывается на свободу, и дать ему отпор. Как тут не вспомнить профессора ван Хелсинга, долгие годы изучавшего вампиризм и внесшего решающий вклад в уничтожение Дракулы? Обоих ученых, что характерно, поначалу мало кто воспринимал всерьез. Кстати, тема сумасшедшего дома присутствует и в романе (еще бы, учитывая его содержание...) - там коротает дни один из подручных Дракулы, человек с невероятной физической силой.


Огромной силой наделены и Дракула, и Майерс. Но роднит их и многое другое. Они оба молчаливы. Майкл за весь фильм не произносит ни слова. Дракула, в начале романа пребывая в своем "пожилом" облике в Трансильвании, много болтал по-стариковски, но перебравшись в Лондон и помолодев, бросил эту привычку - перед героями романа предстал практически безмолвный, таинственный монстр (опять же в противовес своему кинообразу). Но главная общая черта убийц - диагноз. В самом буквальном, медицинском смысле этого слова: они оба до крайней степени инфантильны. Майерс вообще остановился в развитии еще в детские годы. Дракула же развивал свой интеллект и накапливал знания столетиями, но в эмоциональном плане остался большим ребенком - так характеризует его ван Хелсинг. Это позволяет героям получить над монстром преимущество.


Прибыв в Лондон, вампир селится по соседству с главной героиней в старом особняке. По людские души он приходит только по ночам - в светлое время суток Дракула, в отличие от устоявшегося киношаблона, вполне может гулять по улицам, но лишён почти всех своих сверхъестественных сил, а потому тратит дни на более прозаичные дела.

Приехав в город, Майерс селится по соседству с главной героиней в своем старом доме, давно заброшенном и обветшавшем. На охоту он, будучи весьма осторожен, выходит только ночью, а день тратит на слежку девчонками.


Центральная идея романа Стокера - человек сам впускает зло в свою жизнь. Дракула не может проникнуть в дом до тех пор, пока его не пригласит кто-нибудь из обитателей. Не может он и насильно затащить человека к себе - встречая одного из героев на пороге своего замка в Трансильвании, вампир говорит: "Добро пожаловать в мой дом. Войдите в него свободно и по доброй воле". Ничего не подозревающий англичанин так и делает, не смотря на все предостережения местных крестьян.

Майерс не планировал убивать каких-то конкретных людей. Главная героиня сама сделала выбор - игнорируя предостережения, она в буквальном смысле слова кладет к его порогу ключ от своего дома.



Как все лучшие произведения любого жанра, "Хэллоуин" сам давно разошелся на цитаты. Любители ужастиков найдут их и в "Пятнице 13", и в "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" и т.д.

Вспомните "Терминатора" [ 1984 ]. Пришедший из иного времени убийца - молчаливый, невероятно сильный, практически неуязвимый - преследует самую что ни на есть обычную девушку, у которой до его прихода главная беда в жизни сводилась к тому, что парень не позвал на свидание. Вспомните, как Т-800 стает после того, как в него попали из оружия - это точная цитата из "Хэллоуин" с "оживающим" Майерсом.

Или роман "Оно" (1985) Стивена Кинга, написанный через несколько лет после выхода фильма. Один из центральных персонажей - Генри Бауэрс - как и Майерс, посажен в псих-лечебницу после убийства близкого родственника. Спустя много лет он бежит оттуда и возвращается в родной городок (как бы Вы думали?) на угнанной машине, чтобы вновь начать убивать (чем бы Вы думали?) ножом ни в чем не повинных людей.



Добавить комментарий могут только зарегистрированные пользователи