Памяти прекрасного актера

Pycal, 2017-06-20, 19:27

Вчера наш зритель простился с любимым актером Алексеем Баталовым.


На "Культуре" по этому поводу дали шедевр Колотозова "Летят журавли". Что справедливо: уютные хэйфицовские "Большая семья" [1954] и "Дело Румянцева" [1955] прославили Баталова в СССР, но лишь "порекламировали" его западному зрителю - и только "Журавли" [1957] сделали его звездой международного масштаба. Режиссер по сути создал роль специально для артиста: в оригинальной пьесе ("Вечно живые" [1943] В. Розова) она совсем маленькая, в ней Борис (герой Баталова) скорее был даже внесценическим персонажем. Пьеса имела грандиозный успех в оттепельной Москве - ее премьера (15 апреля 1956) до сих пор отмечается как день рождения театра "Современник". Но вышедшая годом позже экранизация Колотозова превзошла даже ее - фильм получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах (первый и последний раз в истории нашего кино) и был признан жемчужиной мирового кинематографа.


Но я всё же больше люблю Алексея Владимировича в другой его работе - в детективе "Чисто английское убийство" [1974]. Наряду с "Рафферти" [1980], "Ошибкой Тони Вэндиса" [1981], "Тайной черных дроздов" [1983], "10 негритятами" [1987], "Ловушкой для одинокого мужчины" [1990] он входит в число лучших позднесоветских фильмов-расследований с четким политическим подтекстом. Когда бури 1950х/60х улеглись, настала новая, уникальная пора нашего кино: с одной стороны, идеология потеряла былую прыть и вездесущность, с другой - пока вполне держалась и во многом справедливо критиковала западную систему. Ну а с третьей - у нас еще умели снимать! Роль Баталова здесь как бы не такая возвышенно-эпичная: просто интеллигентный, образованный человек (но не идеальный - не без предрассудков) попадает в ужасный переплет. И с достоинством из него выходит, параллельно как ученый исследуя чужое для него (и советского зрителя) общество. Не ждите здесь эмоциональной канонады "Журавлей" - фильм красив и тонок, пронизан декадансом и несмотря на всю романтичность, его шарм далек от инфантильной простоты Оттепели.


Добавить комментарий могут только зарегистрированные пользователи