Сакамото и Окита. Часть I. "Убийство"

Pycal, 2017-04-07, 23:56

Добрый день, друзья!

На днях ознакомился с этой 「 http://www.gdragon.ru/magazine/19/5/566/ 」замечательной статьей SnV об игре Yakuza. Особенно меня впечатлила историческая часть, где автор рассказывал о гибели японского феодализма и самых эпичных персонажах этого времени: революционере Сакамото Рёма и слуге режима Окита Содзи. Я решил залить на сайт несколько фильмов об этих людях.

Начнем с великолепного "Убийства" (1964) Масахиро Синода - в нем раскрыта предыстория знаменитой японской полиции Синсэнгуми, в которой служил Окита. Его самого на экране Вы не увидите, зато весь фильм то здесь, то там фигурирует пронырливый Сакамото. Началось все как водится - с визита военной эскадры США под командованием Мэттью Перри, навсегда изменившего Японию.



[ 00:00:08 ] - "8 ИЮЛЯ 1853... 4 АМЕРИКАНСКИХ КОРАБЛЯ ВОШЛИ В ПОРТ УРАГА"
Порт находился рядом с Эдо (современным Токио). Традиционно чужаков принимали в далеком Нагасаки, но Перри, желая продемонстрировать силу, направился прямо к ставке сёгунов Токугава (потомственных военных диктаторов Японии) в Эдо. Шоу удалось на славу - остановить его не смог никто (у японцев почти не было ни боевого флота, ни огнестрельного оружия: артиллерия 4 кораблей США превосходила все, что ей могли противопоставить). Добившись встречи с крупными чиновниками сёгуната, Перри передал им "просьбу" президента США о заключении торгово-дипломатических отношений. Вскоре аналогичные "предложения" поступят от других морских держав: России, Англии, Франции. Теплота переговоров не оставляла сомнений: в случае отказа с Японией поговорят уже по-другому.



[ 00:00:18 ] - "ТРЕХСОТЛЕТНЯЯ ПОЛИТИКА ЗАТВОРНИЧЕСТВА... ПЕРЕЖИВАЛА КРИЗИС"
Тут небольшое преувеличение: политика самоизоляции Японии была скорее двухсотлетней (1630е - 1850е). В конце периода Эдо она получит название сакоку ( 鎖国 , sakoku )

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌са ( 鎖 ; "цепь" ) + коку ( 国 ; "страна" ) = "страна на цепи"

А вот насчет кризиса - верно. Ситуация настолько вышла из-под контроля, что сёгунат решил разделить ответственность - опросить феодалов, как следует поступить. Такого не было никогда: всю нужную информацию Эдо доводил до князей в одностороннем порядке - в форме приказа. Опрос ничего не дал ("респонденты" сами колебались), но стал фатальной ошибкой - теперь была очевидна не только беспомощность сёгуната против иностранцев, но и его неуверенность во внутренних делах.


[ 00:00:30 ] - "В РЕЗУЛЬТАТЕ СТАЛИ РАЗВИВАТЬСЯ АНТИ-ИНОСТРАННЫЕ НАСТРОЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОДОГРЕВАЛИСЬ СТОРОННИКАМИ ИМПЕРИИ"
Вернее, сторонниками императора. Сёгуны Токугава правили не сами по себе, а "от имени и по поручению" монарха. Император пользовался непререкаемым авторитетом, но это все, чем он мог похвастаться. Пока режим Эдо твердо стоял на ногах, ему не позволяли не то, что править, а даже покидать дворец в городе Киото. Но теперь, почувствовав слабость сегуната, императорский двор решил проявить самостоятельность - впервые за несколько столетий. В Киото начали стекаться самураи, оппозиционно настроенные к сёгунату. Поскольку правивший император Комэй был ультра-ксенофобом, идеологическим базисом оппозиции стал откровенный расизм. Нехитрая концепция свелась к лозунгу "Почитай императора - изгони варваров".



[ 00:00:47 ] - "РЕГЕНТ НАОСУКЭ ИИ РЕШИЛ ОТКРЫТЬ СТРАНУ, НЕ ПОСОВЕТОВАВШИСЬ С ИМПЕРАТОРОМ"
Первые Токугава были всесильными диктаторами. Но постепенно власть ускользала от династии и к XIX веку сёгуны, подобно императорам, стали фигурами сугубо церемониальными. Де-факто сёгунатом правили их приближенные - родзю ( 老中 , roju ).

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌ро ( 老 ; "старец" ) + дзю ( 中 ; "центр") = "совет старейшин"

Возглавлял совет Ии Наосуке, имевший титул не "регента", а тайро ( 大老 , tairo ).

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌тай ( 大 ; "великий" ) + ро ( 老 ; "старец" ) = "главный старейшина"

Понимая военное превосходство Запада, он склонялся к единственному разумному выходу - пока что уступить и приоткрыть страну. Но для этого было необходимо официальное разрешение императора Комэй. Которое тот отказался выдать, в чем, собственно, и заключались все его потуги проявить самостоятельность .
Время работало против Наосукэ - терпение "варваров" было не безгранично. Летом 1858, так и не дождавшись визы императора, сёгунат заключил с западными державами неравноправные торговые договоры. Это вызвало бурю негодования среди феодалов и придворных, которое Наосукэ подавил грубой силой.



[ 00:01:05 ] - "3 МАРТА 1860 КОГДА РЕГЕНТ НАПРАВЛЯЛСЯ В СВОЮ РЕЗИДЕНЦИЮ... НА НЕГО БЫЛО СОВЕРШЕНО НАПАДЕНИЕ РОНИНОВ - СТОРОННИКОВ ИМПЕРАТОРА"
Какие-то ронины (буквально "бродяги"!) отрубили голову Наосукэ (правителю Японии!) - причем, публично! Желая разрядить ситуацию, обезглавленный сёгунат пошел на компромис с императорским двором, создав с ним что-то вроде коалиционной ассамблеи. Она получила название Кобу Гаттай ( 公武合体 , Kobu Gattai ).

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌ ко ( 公 ; "принц" ) + бу ( 武 ; "воин" ) + гаттай ( 合体 ; "союз" ) = "союз дворян и военных"

Одной из скреп этого союза была свадьба сёгуна Иэмоти и сестры императора, принцессы Кадзу-но Мия, в феврале 1862.



[ 00:01:45 ] "ОДНАКО КЛАН ИМПЕРАТОРА ИЗ КИОТО ПОТРЕБОВАЛ ОТ СЁГУНА ИЗГНАТЬ ИНОСТРАНЦЕВ ИЗ ЯПОНИИ"
Император издал указ 11 марта 1863. Убедить его было несложно - Комэй жил в выдуманном мире: он ни разу не видел ни одного иностранца и искренне верил в превосходство Японии. Для стоящих за его спиной оппозиционеров это был удачный ход - они ни за что не отвечали, но поставили сёгунат (чьей функцией была защита Японии от внешних угроз) в безвыходное положение: не исполнить официальный приказ императора было нельзя, изгнать иностранцев - невозможно. Так, оказавшись меж двух огней, сёгунат встретил 3-й год японской эры Бункю (он начался в марте 1863). И зрителей фильма.


--------


[ 00:02:10 ] - действие по сути начинается уже на вступительных титрах: они идут на фоне карты Эдо. План становится все крупнее, приближая зрителя к эмблеме с тремя лилиями (это герб дома Токугава) - первая сцена будут происходить в резиденции сёгуната. Князь Мацудайра от имени "регента" Итакура Кацукиё (опять-таки не регента, а члена < родзю > ) зачитывает помилование бывшего "за-императорца" - самурая Киёкава Хатиро: главного героя фильма и создателя того, что впоследствии станет Синсэнгуми.


[ 00:04:55 ] - кулуарный междусобойчик Мацудайра и Итакура весьма показателен - княжество Айдзу, которым правил род Мацудайра, было главной опорой сёгуната. Даже в 1868, когда армии сёгуна будут проигрывать войну и другие князья один за другим его покинут, Айдзу будет верным до самого конца. Также символично, что вывсший чиновник сёгуната курит сигару (японцы знали табак и до прихода "варваров", но никаких сигар у них, конечно, не было) - власти Эдо были куда более космополитичны и открыты Западу, чем застрявший в средневековье императорский двор.


[ 00:08:27 ] - "РОДИЛСЯ ОН В КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬЕ. ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ОН НЕ САМУРАЙ".
Сословное деление в токугавской Японии было весьма жестким - перейти из одной касты в другую было почти невозможно. Однако к XIX в. зажиточные крестьяне получили возможность покупать статус "полусамураев" - госи ( 郷士 , goshi ).

‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌ го ( 郷 , "деревня" ) + си ( 士 , "самурай" ) = "сельский самурай"

Так и поступили родители Киёкава.



[ 00:07:20 ] "- РЁМА, ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СОРВАЛ СВОЙ ПОРТРЕТ?
- ПОТОМУ ЧТО МЕНЯ НЕ ПОМИЛОВАЛИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕБЯ"
Сакамото Рёма был тем еще пройдохой. К 1863 за ним уже числилось немало грехов: он вступил в проимператорскую партию, сбежал без разрешения из своего княжества (которое, как современную воинскую часть, нельзя было покидать без увольнительных) и даже посягал на жизнь крупного чиновника сёгуната. В отличие от Киёкава, он был в бегах до конца жизни.


[ 00:11:30 ] - "МНЕ НУЖЕН ТЭЦУТАРО ЯМАОКА. СКАЖИТЕ ЕМУ, ЧТО Я ПРИШЕЛ"
Киёкава проведал старого друга, с которым еще недавно организовал маленькую проимператорскую партию Торао но Кай ( 虎尾之会 , Torao no Kai ).

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​тора ( 虎 , "тигр" ) + о ( 尾 , "хвост" ) + но ( 之 , предлог ) + кай ( 会 , "группа" ) =
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​= "организация Хвост тигра"

Ему же он теперь решил предложить поработать на сёгунат. Их ждут великие дела.


[ 00:14:50 ] - в фильме много тонкостей, несвойственных самурайскому (да и любому другому) боевику. Например, в этой сцене Тадасабуро Сасаки (приближенный князя Мацудайра), проиграв спарринг Киёкава, уставился ему вслед яростным взглядом. Белые ленты на спине Киёкава похожи на прицел - отныне Сасаки "навелся" на него как торпеда.


[ 00:16:20 ] - "СЛУЧИЛОСЬ ЭТО 8 ЛЕТ НАЗАД, Я ТОГДА ЕЩЕ СОБИРАЛ МЕЧИ".
Мацудайра рассказывает о знакомстве с Киёкава. На дату указывают слова кузнеца: "Слышал я, что американец Перри снова прибыл в Урагу на военных кораблях - произошло это несколько дней назад". Второй визит Перри в Японию состоялся в феврале 1854.


[ 00:20:25 ] "В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА ТАКОЙ МЕЧ БЫЛ У ПРИНЦА ШОТОКУ"
Имеется ввиду Сётоку Тайси, который противостоял клану Сога, захватившему власть над императорским домом в VI веке.


[ 00:23:30 ] - "ВЫ СОВСЕМ НЕ ПОНИМАЕТЕ КИОТО... ТАМ ПОЛЕ БОЯ!"
Убийство Ии Наосукэ в марте 1860 было своеобразным триггером - за ним последовали покушения на многих других чиновников сёгуната и сочувствующих. Самым опасным местом стал Киото - город, где теснее всего переплетались интересы сёгуната и оппозиции в попытке перетянуть на свою сторону императора. Их разборки сделали Киото 1860-х похожим на Чикаго 1930-х.


[ 00:23:40 ] - "ДЕЗЕРТИРЫ ИЗ КЛАНОВ САЦУМА, ЧОШУ И ТОШУ..."
Имеются ввиду Сацума, Тёсю и Тоса - сильнейшие княжества Японии. Тем не менее, они веками подвергались дискриминации как домены второго сорта (почему - читайте статью SnV) и их уроженцы ненавидели сёгунат. В 1863 князья еще открыто не бунтовали, но их подданные самовольно покидали службу (как Сакамото Рёма) и отправлялись в Киото. Эти отщепенцы и чинили террор на улицах города.


[ 00:24:00 ] - "СОВСЕМ НЕДАВНО ОБЕЗГЛАВИЛИ САКОНА ШИМАДУ ЗА ЕГО ПОДДЕРЖКУ СЁГУНАТА"
Голову несчастного выставили на улице - так поступали с преступниками. Намек был очевиден: Симада Сакон пошел против воли императора и был справедливо наказан.


[ 00:40:30 ] - "РЕФОРМАЦИЯ ТЭМПО... МИНИСТР АБЭ ЛГАЛ..."
Имеются ввиду провалившиеся анти-либеральные реформы Тэмпо (1842-45) и относительно либеральная политика < родзю > под руководством молодого Абэ Масахиро в 1845-55.


[ 00:50:50 ] "В АПРЕЛЕ ПРОШЛОГО ГОДА Я ОТПРАВИЛСЯ В КИОТО"
Очередной флэшбек про Киёкава (на этот раз от Сакамото Рёма).


[ 00:52:37 ] " - ТЫ СЛЫШАЛ О КЛАНЕ САЦУМА?
- КОНЕЧНО. ШИМАЗУ ВЫСТУПИЛ С ВОЙСКОМ ИЗ 1000 ЧЕЛОВЕК"
Летом 1862 княжество Сацума ввело 1000 самураев в Киото "для защиты императора". Враги сёгуната потирали руки - вот-вот пойдет "война народная" против Токугава.


[ 00:54:05 ] - "ШИМАЗУ НЕ СОБИРАЛСЯ СВЕРГАТЬ СЁГУНАТ... ОН ХОТЕЛ ВЫСТУПИТЬ ПОСРЕДНИКОМ... И СФОРМИРОВАТЬ СОЮЗ ЭДО-КИОТО"
Тот самый союз дворян и военных < Кобу Гаттай > - его главным архитектором была Сацума. Радикалы поникли: Симадзу Хисамицу (отец князя и реальный правитель Сацума) и не думал воевать - он хотел лишь усилить позиции княжества в существующей системе координат. Его войска должны были "убедить" двор назначить на ключевые посты в сёгунате союзников Хисамицу и пригласить их на переговоры в Киото.


[ 00:54:45 ] - "ПЕРЕДАЙТЕ МОИМ ЛЮДЯМ В ТЭРАДА-Я..."
Хисамицу действовал осторожно - среди ронинов, убивших < тайро > Наосукэ 2 года назад, был и уроженец Сацума. Тогда сёгунат пустил дело на тормоза, но где гарантия, что он сделает это снова? Понимая, какую угрозу его планам несут земляки-террористы, Хисамицу пытался отозвать из гостиницы Тэрада-я (логова оппозиции в Фусими, пригороде Киото) засевший там отряд из 8 сацумцев.
Их лидер Арима Масаёси (также известный под столь звучным для киномана именем Синсити) как и многие самураи его времени страдал от "поли-лояльности" - считал себя одновременно вассалом и княжества Сацума, и императора Комэй. Радикализм Арима заключался в том, что верность императору он ставил выше - и продолжал борьбу с сёгунатом при помощи террора, несмотря на запрет Хисамицу, который напротив склонялся к сотрудничеству с Эдо в рамках < Кобу Гаттай >.


[ 00:58:55 ] - "ПРОНЗИ МЕЧОМ НАС ОБОИХ!"
Это не выдумка режиссера, как может показаться. Согласно отчету слуг Хисамицу, всё так и было. В тесной помещении гостиницы у подручного Арима не было возможности убить только его врага - и он пригвоздил обоих.


[ 01:00:20 ] - осматривая Тэрада-я на другой день, Рёма нашел в одной из комнат узенькую "гитару". Это сямисэн - национальный японский инструмент. Нигде в Японии он не пользовался такой любовью, как в Сацума. Он даже стал своеобразным символом княжества. Поэтому, когда Рёма садится в залитой кровью комнате и начинает играть на сямисэне - это не кощунство и не бравада, а лишь способ почтить память своих сацумских товарищей (сам он был родом из Тоса).
Хотя, в каком-то смысле это реквием и по себе - через несколько лет Рёма найдет свою смерть здесь же, в Тэрада-я.


[ 01:03:00 ] - опять воспоминания о Киёкава (на сей раз его друга, Ямаока Тэцутаро - того самого, из начала фильма)


[ 01:07:30 ] - "АРМИЯ СВОБОДНЫХ САМУРАЕВ? ТВОЯ ИДЕЯ?"
Так Киёкава решил назвать нанятый с его подачи отряд бродячих самураев - Росигуми ( 浪士組 , Roshigumi )

‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​​​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌ ро ( 浪 , бродить ) + си ( 士 , самурай ) + гуми ( 組 , отряд ) = "отряд ронинов" или Армия
‌‌‌​‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ ‌‌‌​ свободных самураев.

Возглавили ее два друга - бывшие сторонники императора Киёкава Хатиро и Ямаока Тэцутаро. Новоиспеченные сёгунские офицеры поведут < Росигуми > в Киото - для защиты выехавших на переговоры лидеров сёгуната и зачистки города от оппозиции.



[ 01:15:40 ] - "ОТРЯД ГОСПОДИНА ТОЯМА!"
Навстречу ронинам < Росигуми > движется некий князь со своим эскортом. Перед ним было положено расступиться и пасть на колени.


[ 01:28:57 ] - "ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАЛИТЬ КРОВЬЮ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВОРОТА?!"
В отчаянной попытке прорваться ронины пошли в психическую атаку - приготовились к харакири (поэтому на них белоснежные одежды). Допустить этого стража не могла - в синтоизме кровь (даже животных) считается ритуально нечистой. Большего святотатства, чем пролить ее на территории императора (живого бога), нельзя было представить.


[ 01:33:33 ] - "ПРИНЕСИТЕ ТУШЬ"
Киёкава пишет на веере стихотворение, которое окажется для него предсмертным. Как бы развлекаясь, его протеже берут веер и читают стихи с такой интонацией, будто разыгрывают театральную пьесу о героях древности. На наших глазах Киёкава и его приближенные из живых людей превращаются в миф, уходят в историю. Через несколько недель они все будут убиты.


[ 01:37:55 ] - "СКОРО ЕДЕТЕ ВО ФРАНЦИЮ, ГОСПОДИН?"
В 1860-х вечные соперники Франция и Британия конкурировали и в Японии. Франция поддерживала сёгунат, Британия - оппозицию. Других сильных игроков не осталось (в США началась гражданская война, а Россия не имела здесь торговых интересов).


Добавить комментарий могут только зарегистрированные пользователи